Новый свод правил о проектировании посадочных площадок для авиации не устанавливает излишних требований и позволит сокращать издержки на их обустройство. Об этом заявили в Минстрое.
Ранее в СМИ появились публикации о том, что новый свод правил, по мнению авиаторов, приведет к подорожанию в сотню раз строительства таких объектов и фактически заблокирует их реконструкцию. Об этом, в частности, писал "Коммерсантъ".
В Минстрое пояснили, что разработка СП "Посадочные площадки. Правила проектирования" была инициирована профессиональным сообществом для создания авиационной инфраструктуры на нефтегазовых месторождениях в рамках задачи по загрузке Северного морского пути. Ранее документа, регламентирующего требования к проектированию посадочных площадок, особенно на нефтегазовых месторождениях и других труднодоступных территориях, не было. Это вызывало необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на такие объекты, что усложняло прохождение экспертизы проектной документации и в итоге повышало стоимость их строительства.
Свод правил дифференцирует требования к посадочным площадкам разных типов (в зависимости от воздушного судна, назначения авиаперевозок, типа покрытия и пр.). Состав зданий и сооружений наземной инфраструктуры определяется на этапе разработки техзадания. Таким образом, документ не устанавливает обязательных требований по наличию объектов инфраструктуры, включая здание с раздельными зонами для обслуживания пассажиров и грузов, зонами предполетного контроля безопасности, помещений для сотрудников и обработки почты, отмечают в Минстрое. Требования к наличию служебно-пассажирских зданий (с зоной предполетного контроля безопасности и помещениями для обработки почты) предусмотрено только для нужд коммерческих воздушных перевозок.
По оценке экспертов, увеличения стоимости строительства при использовании СП 511 не происходит, подчеркивают в ведомстве. Напротив, новый свод правил расширяет возможности строительства авиационной инфраструктуры и снижает неэффективные финансовые и временные затраты, говорит начальник управления по научной работе и сертификации Института гражданской авиации "Аэропроект" Максим Суладзе. "Документ даёт необходимую нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных имеющихся задач и условий местности. Также данный свод правил вводит в правовое поле фактически установившиеся и наиболее эффективные практики возведения посадочных площадок", — говорит эксперт.
Кроме того, нет специальных требований для посадочных площадок для автожиров, планеров и дельтапланов.
В СП 511 также устанавливаются различные требования к ширине взлетно-посадочной полосы в зависимости от типа воздушных судов.
Требования о наличии дизельных автономных электростанций и удалении посадочных площадок от границ ЛЭП не менее, чем на 500 метров, основаны на действующих требованиях федеральных авиационных правил и других документов. Данные требования не приведут к подорожанию обустройства посадочных площадок.
Необходимость наличия сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования устанавливается Воздушным кодексом. Вместе с тем аналогичные требования СП 511 применимы, только если в задании на проектирование запланированы соответствующие объекты инфраструктуры посадочных площадок и их оборудования. Дополнительных сертификационных процедур и иного регулирующего воздействия для "проверенных производителей света" документом не установлено.
Таким образом, новый СП 511 не устанавливает излишних и обязательных требований, в том числе ведущих к необоснованному удорожанию строительства посадочных площадок, подытоживают в Минстрое. Более того, документ позволяет не разрабатывать СТУ, что сокращает как административные, так и финансовые издержки.
До утверждения СП 511 прошел публичное обсуждение, экспертизу технического комитета (ТК) 465 "Строительство", в рамках которого все замечания Ассоциации "Аэропорт" были приняты и учтены. Свод правил также был согласован с Минтрансом и Росавиацией.