Специальный редакционный проект10-13 сентябряВладивостокВосточный
экономическийФорум 12 Сентября | 19 04 Текст |Роман Маркелов,Сергей Тихонов,Марина Трубилина,Шмелева ТатьянаЭкономикаСимонов: У правительства остается один вариант быстрого выхода из кризиса — призвать нефтяников быть социально ответственнымиСитуация на российском топливном рынке близка к идеальному шторму, нужны экстренные решения. Сейчас у правительства остается только один вариант быстрого выхода из кризиса — собрать нефтяников и призвать их быть социально ответственными, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Максим Орешкин: Есть все предпосылки для укрепления рубля в ближайшие месяцы. / Константин ЗавражинСейчас кабмин и производители договорились, как действовать в ближайшее время.
Ранее в интервью «РГ» первый замминистра энергетики Павел Сорокин сказал, что одна из мер, которые обсуждаются в правительстве, это введение института уполномоченных экспортеров, для того чтобы пресечь серый экспорт, когда у компаний, которые покупали топливо, предназначенное для внутреннего рынка, вывозили нефтепродукты за рубеж. По его словам, надо предпринять меры, чтобы продукт, который предназначен для внутреннего рынка и получил поддержку в виде демпфера (компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок. — «РГ»), оставался в стране.
С точки зрения Симонова, рост цен на мировых рынках спровоцировал подорожание топлива практически по всему миру и Россия здесь не исключение. Но у нас к этому добавился фактор дешевеющего рубля и корректировки демпферного механизма. Выплаты нефтяникам по нему с сентября были сокращены в два раза. Сейчас быстро остановить рост цен на топливо можно, лишь попросив нефтяников сдержать цены, проявить социальную ответственность, говорит эксперт.
«Главный вопрос, что они получат взамен? Может ли правительство каким-то образом эту социальную ответственность компенсировать? Не могут же компании все время торговать себе в убыток! Будет ли в этой ситуации не только кнут, но какой-то хотя бы если не пряник, то печенька», — говорит Симонов.
По его мнению, оптимальным решением была бы отмена корректировки демпфера, но закон только принят и по нему коэффициент 0,5 к демпферу будет действовать до конца 2026 года. Но сейчас ситуация экстренная и требует радикальных решений.
Ипотека
Корректировка правил предоставления всех форм льготной ипотеки — очевидная и насущная задача, и особенно это касается ипотечных программ, призванных повысить привлекательность регионов, в развитии потенциала которых заинтересована страна, рассказали эксперты.
На ВЭФ Путин предложил рассмотреть возможность увеличения максимального размера кредита по «Дальневосточной ипотеке» до 9 млн руб. для покупки квартир площадью более 60 кв. м. Также он указал, что механизмы поддержки ипотеки должны быть разработаны до конца текущего года для всей страны, включая дальневосточные регионы.
Чтобы стимулировать жителей других локаций переехать на Дальний Восток, необходимо стимулировать переезд семей, полагает гендиректор и основатель ГК «Стройсинтез» Виктор Лукин. А это значит дать им возможность приобретать двухкомнатные и трехкомнатные квартиры. При текущей планке в 6 млн руб. это малореально, а при повышении планки до 9 млн руб. — вполне, считает Лукин. И это будет качественное и удобное жилье для комфортного проживания всей семьи с необходимой инфраструктурой.
Дороги
Строительство дорог высшей технической категории — безусловно, задача в стратегическом смысле очень важная для страны, но здесь есть определенные транспортно-экономические, бюджетные и другие практические задачи, которые нужно решать в обязательном порядке. Тысячи километров дорог высшей технической категории от Тюмени до Тихого океана обойдутся почти в 1 трлн руб., рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Путин на ВЭФ заявил о том, что скоростные автомобильные магистрали будут построены в России через Сибирь и Дальний Восток до Тихого океана.
«С транспортно-географической и стратегической точки зрения это действительно необходимо. Тем более таких автомагистралей всего восемь в России. Каркас любой страны мира составляют такие скоростные автомобильные магистрали. Наш президент поставил политическую задачу. Задача правительства теперь — перевести ее на инженерно-экономический и бюджетно-финансовый уровень. Ведь ничего подобного по масштабам инвестиций в бюджеты ближайших лет не было заложено», — отметил Блинкин.
По его словам, главная задача экономических ведомств теперь — найти и привлечь средства. Он также напомнил, что, кроме бюджетных денег, в дорожном строительстве в последние годы успешно применяется практика частных инвестиций. В качестве примера эксперт привел ГК «Автодор».
Рубль
По словам помощника президента Максима Орешкина, фундаментальные факторы, текущий платежный баланс, хорошие прогнозы по федеральному бюджету создают предпосылки для укрепления рубля в ближайшие месяцы. При этом Путин сообщил, что российские власти видят «сдержанный» возврат валютной выручки экспортерами, поэтому будут договариваться с бизнесом, в том числе через вероятное ужесточение валютного контроля.
«Отсюда мы делаем вывод, что задача по стабилизации курса рубля продолжает решаться и вскоре будут задействованы новые меры», — отметил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
При этом, по его словам, с экономической точки зрения по-прежнему сохраняется тенденция последних девяти месяцев на ослабление рубля. Текущего предложения валюты от экспорта не хватает, чтобы удовлетворить повышенный спрос на валюту для закупки импорта, а также высок спрос на валюту из-за геополитических, бюджетных и инфляционных рисков, говорит Васильев.
«Поэтому динамика рубля будет во многом зависеть от конкретных решений, которые будут приняты в ближайшее время для поддержки рубля (увеличение продажи валютной выручки экспортерами и ужесточение ограничений на отток капитала). Мы ожидаем, что к концу сентября рубль будет торговаться вблизи текущих уровней», — добавляет эксперт.