Выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2022 завершила свою работу.
Стоит напомнить, что она появилась благодаря стараниям очень неравнодушных людей, которые пятнадцать лет назад смогли организовать в Москве одно из самых представительных собраний ведущих вертолетостроительных фирм мира.
И всегда она была международной. Ситуация изменилась. На прошедшем вертолетном салоне зарубежных экспонатов не было. А отечественные "Вертолеты России" практически ничего интересного не представили. Тем не менее можно утверждать, что вертолетостроительная индустрия в нашей стране сохранилась, несмотря на старания "эффективных менеджеров" и санкции наших недругов.
Пятнадцать лет назад на первом вертолетном салоне иностранных гостей тоже почти не было — они присматривались. Зато была показана фантастическая линейка концептпроектов перспективных вертолетов, над которыми тогда еще работали фирмы "Камова" и "Миля". По вертолетостроительным идеям мы реально были впереди планеты всей. Это стало сенсацией. Увы, все те концепты так и остались фантазиями.
На HeliRussia 2022 не было представлено не только каких-то концептуальных идей, но не показали и развития тех проектов, которые на этой же выставке совсем недавно подавались как очень перспективные.
Например, на HeliRussia 2018 прошла помпезная презентация, как сообщалось, легкого российского вертолета нового поколения VRT 500. Рекламная раскрутка этого проекта шла несколько лет. Ну и где он? На прошедшей HeliRussia про него даже не вспоминали. А ведь на разработку VRT 500 потратили огромные бюджетные средства. Так же как на создание скоростного вертолета, канувшего в Лету, если судить по экспозиции HeliRussia 2022. Кто-нибудь за это ответит?
Однако, наверное, Россия действительно находится под покровом неких высших сил, сберегающих ее в самых катастрофических ситуациях. Вертолетная индустрия в нашей стране пока еще существует, а такие машины как Ми-17, Ми-26, Ми-24, Ми-35, Ми-38, Ка-226, Ка-32, Ка-27/29, Ка-52 остаются мировыми лидерами в своих классах.
Более того, как стало известно, за рубежом возник ажиотажный интерес к ударно-разведывательному Ка-52 "Аллигатор". По мнению специалистов, этому способствовал экспертный анализ использования вертолета в рамках военной спецоперации на Украине. У "Рособоронэкспорта" сотни заявок на покупку именно "Аллигатора".
На закрывшейся в субботу вертолетной выставке прошло много важных конференций, дискуссий и круглых столов.
Традиционно большое внимание было уделено аддитивным технологиям. Своим опытом применения таких технологий поделились компании, смело использующие нововведения и инновации в своей деятельности.
Прошла весьма авторитетная по составу участников конференция "Применение композитных материалов в вертолетостроении". Не секрет, что развитие вертолетостроения во многом зависит от того, как будут внедряться композитные технологии в массовое производство. Научный прогресс способствует созданию новых материалов, что существенно расширяет сферы их применения.
Использование композитных материалов в авиастроении позволило снизить массу конструкций и повысить ресурс эксплуатации изделий. Современные научные разработки направлены на совершенствование составов композитов, что позволяет сделать эти материалы интеллектуальными: высокотермостойкими, высокомодульными, адаптирующимися.
На конференции выступили специалисты различных областей, которые представили последние разработки в области композитов, обозначили возможные пути расширения функциональных возможностей и сфер применения новых материалов.
Прошли конференции, посвященные современным методикам организации спасательных операций. А также пожаротушению с применением авиатехники, в том числе — вертолетной. Весьма интересным был разговор о роли вертолетов в развитии Арктики и Дальнего Востока. Были названы лауреаты конкурса фоторабот "Красота винтокрылых машин".
HeliRussia 2022 завершена. Будем ждать выставку следующего года и надеяться, что она, во-первых, состоится, а, во-вторых, станет более яркой и интересной.