Если Москва не хочет потерять республику, ей придется договариваться с местными кланами
С просьбой возобновить социальные выплаты в Абхазии обратился к российскому премьеру Михаилу Мишустину исполняющий обязанности главы кабмина частично признанной республики Валерий Бганба.
«Я обратился с письмом к Мишустину, чтобы разморозили софинансирование заработных плат, в целом социальные выплаты», — сообщил он. tass.ru/ekonomika/22622473
Как известно, Москва с сентября приостановила социальные выплаты в Абхазии, за исключением пенсий, а с ноября и вовсе прекратила их.
До этого на заседании штаба по энергетике Бганба сообщил, что Абхазия расходует огромные средства на оплату перетока электроэнергии из России. С ноября для частичного покрытия энергодефицита республика стала закупать энергию в РФ. Если с этого месяца действовали ежедневные четырехчасовые ограничения в снабжении светом, то с 9 декабря свет в республике подается на 4 часа 40 минут в дневное время. С 21 часа до 7 утра электричество пока подается.
Однако, если денег на дальнейшую оплату перетока не будет, придется использовать исключительно энергию, вырабатываемую ИнгуриГЭС — это означает, что электроэнергия в Абазии будет подаваться всего на 6 часов в сутки.
Ранее Валерий Бганба сообщил, что российские контролирующие органы обнаружили в абхазских мандаринах «некую вредную мушку», поэтому заблокировали поставки цитрусовых из республики. И в настоящее время на границе у реки Псоу выстроилась большая очередь из фур.
Тем временем интересные варианты заработка абхазским мужчинам предлагают работодатели в Грузии. Так, среди пользователей соцсетей в республике распространяются объявления о поиске мужчин, владеющих грузинским языком, обладающих хорошей физической подготовкой, навыками боевых искусств и готовностью к быстрому реагированию и смене обстановки. Оплата — 75 тысяч рублей в день.
Нюанс в том, что натренированным абхазам предлагают разгонять акции протеста оппозиции в Тбилиси и некоторых других городах соседней страны. Деньги приличные, однако сам факт приглашения граждан Абхазии решить проблемы в государстве, за независимость от которого заплачено кровью, может вызвать серьезные политические последствия.
Политолог, публицист, общественный деятель Владимир Хомяков отмечает, что Абхазия является типичной кавказской территорией с давно укоренившейся клановой системой. При этом кланы ставят свои собственные интересы выше интересов государства. Без понимания этого обстоятельства вообще трудно разобраться в абхазских реалиях.
— В настоящее время весь бюджет Абхазии уходит на оплату электроэнергии из России, все остальное — дотации из Москвы. Объем дотаций весьма приличный — около 800 миллионов долларов в год. В нынешней ситуации, когда идет СВО на Украине, российская сторона решила часть этих расходов переложить на частный бизнес, который, понятно, без своей выгоды никуда не пойдет.
Сухуму было предложено запустить в республику российский бизнес, попросту говоря, олигархов. Местным кланам были поставлены условия, что у олигархов будут развязаны руки, они смогут покупать землю, хотя конституцией республики это запрещено. Лидеры кланов испугались, что будут скуплены лучшие участки на побережье, а они будут оттеснены от выгодного бизнеса.
«СП»: Насколько наши олигархи могут быть заинтересованы вести бизнес в Абхазии?
— По большому счету из республики можно сделать вторую Турцию. Но без серьезных инвестиций создание современной курортной инфраструктуры невозможно. А там прекрасная природа, изумительное побережье. Но эта сфера там застыла примерно на уровне начала 1980-х годов.
При этом можно сделать так, чтобы наши сограждан ездили туда, а не в Турцию. Но у нашего государства сегодня нет денег на обустройство, поскольку значительных затрат требует СВО. Поэтому решено привлечь частных инвесторов, которые потребовали себе льгот. Правительство республики было не против, но тут воспротивились местные кланы, которые очень хорошо жили на дотации. Они-то и стали инициаторами недавних массовых протестов, ставших причиной ухода со своего поста президента Бжании.
«СП»: В любом случае решать проблему надо…
— Безусловно. Нельзя рубить с плеча и заявлять, что мы эту Абхазию все равно нагнем, и она завтра вынуждена будет пойти на наши условия и пустит к себе российских олигархов. Этого не нужно ни одной из сторон.
«СП»: Некоторые местные оппозиционеры уже призывают пустить в республику турок или кого-то еще.
— Вряд ли они пойдут на это. Там стоят наши черноморские базы, поэтому Москва не допустит такого поворота. Хотя Турция, конечно, очень хочет войти в Абхазию.
«СП»: Среди оппозиционеров также звучат предложения войти в конфедерацию с Грузией.
— В Грузии сейчас вменяемая власть, которая даже извиняется перед абхазами и осетинами за события 2008 года. Поэтому дрейф Сухуми в грузинскую сторону исключать нельзя. Тем более, что в Тбилиси тоже обсуждают конфедеративный вариант. Трудно сказать, согласится ли на это Москва, поскольку в российском правительстве сегодня мыслят категориями бизнеса: выгодно это будет, или нет.
«СП»: Однако сложившаяся непростая ситуация требует решения уже сейчас…
— Это бесспорно, потому что зимой люди просто не могут остаться без электроэнергии, поэтому конфликт надо как-то урегулировать. Тем более, что большинство из них являются гражданами России. Такого мы допустить не можем, к тому же на этом обстоятельстве могут сыграть какие-то прозападные силы.
В то же время мы не можем идти на поводу кланов, потакать им. Ведь долгое время мы шли у них на поводу, договаривались с ними, давали различные преференции и так далее. Поэтому следует выстроить схему так, чтобы инвестиции в туристическую отрасль хотя бы наполовину шли из государственных средств. То есть, кланы договаривались бы прежде всего с Россией, а не конкретными олигархами. Для Абхазии это была бы принципиальная разница. То есть, земля бы не продавалась, а вкладывалась в качестве актива в совместные предприятия.
Возможно, это был бы выход. Скажем, гендиректором совместного предприятия был бы житель Абхазии. Можно было бы сбалансировать интересы кланов, всей республики и России. Конечно, поведение нашего правительства сегодня понять можно: мол, столько лет финансировали, и такая «благодарность». Но с точки зрения геополитики это неправильно. Мы и так уже ушли из Армении, уходим из Сирии, еще не хватало, чтобы возникли проблемы в Абхазии.