Президент Сербии устал ждать пряников от Запада и сделал ставку на Китай
Цитатой прославленного советского полководца оценил президент Сербии Александр Вучич ожидаемую резолюцию на Генассамблее ООН о «геноциде в Сребренице». Он заявил: «Как сказал маршал Жуков, некоторые в Европе нам никогда не простят, что мы их освободили».
Президент Сербии сделал оговорку, что он, конечно, не маршал Жуков, а «маленький человек, избранный президент малой, но свободолюбивой страны», пообещав при этом защитить ее честь.
Белград будет бороться против данной резолюции до последнего, подчеркнул в интервью каналу РТС сербский лидер. По его словам, никакого консенсуса и компромисса его республики со странами НАТО по этому вопросу не будет.
Вучич отметил, что убедительного обоснования обвинений в адрес Белграда до сих пор не представлено, поэтому нет смысла искать справедливости у тех, кто в ней не заинтересован.
«Они нам все время лгут, и это меньшее, что я скажу им в лицо. То, что я им скажу на Генассамблее, войдет в историю, независимо от того, что кто-то говорит сегодня».
Сербский лидер заявил о неправомерных действиях и решениях Гаагского трибунала по бывшей Югославии. «Поэтому я просто хочу сказать людям в Сербии, что в предстоящий период нам будет тяжело, но мы будем работать, мы будем бороться, а после этого будем работать еще усерднее».
Ранее Россия выступила против резолюции о признании событий в Сребренице геноцидом на Генассамблее ООН, о чем заявил постпред РФ при организации Василий Небензя. По его словам, продвигаемый Боснией и Герцеговиной вместе с некоторыми западными странами документ не имеет ничего общего с увековечиванием памяти жертв тех трагических событий, он «однобокий, политически заряженный».
Вопрос о событиях в Сребренице в 1995 г. поднимается не случайно, для западных стран он стал инструментом использования мусульман в своих интересах, уверен доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Босния и Герцеговина так настойчиво продвигает эту резолюцию, поскольку для боснийских мусульман Сребреница — часть национального мифа. И им важно показать себя жертвами, а сербов — агрессорами. А Запад в своё время встал на сторону мусульман, потому что считает сербов «проводниками российского влияния в Европе». И сейчас резолюцию достали для того, чтобы давить на Сербию.
«СП»: Помимо данной резолюции, у Запада есть еще какие-то средства давления на Сербию?
— Западу ничего не стоит ввести санкции против Сербии — остановить экспорт туда каких-то технологий, ограничить капиталовложения туда. Можно ограничить сербам возможность работать в странах ЕС. Само собой, для давления будут использовать и косовских албанцев.
«СП»: Может ли высказывание Вучича свидетельствовать о некоем начале сплочения условно пророссийских сил в Европе? Взять недавние акции «Бессмертный полк» в Болгарии, Германии, прошедшие несмотря на жесткое давление властей. Тем более, что и другая сторона переходит к жестким методам — взять, скажем, покушение на словацкого премьера Фицо.
— Это, скорее, говорит о том, что предел безответных уступок Западу пройден. И о том, что Вучич во время визита Си Цзиньпина, наверняка, заручился большей поддержкой Китая, чем это было раньше.
А насчёт усиления пророссийских сил — когда они будут иметь на выборах больше нынешних 15 процентов, тогда и можно об этом говорить.
Балканист Олег Бондаренко объяснил реакцию президента Вучича беспрецедентным давлением на Белград.
— Запад давит, как никогда, поскольку Сербия осталась единственной страной в Европе, которая не ввела санкции против Москвы. К тому же мощное давление идет по линии признания независимости Косово. Все это — попытка наказать Сербию за несговорчивость. Что касается резолюции ООН, то прямых однозначных последствий она не имеет, поскольку носит не обязательный, а рекомендательный характер. Но в репутационном плане это, конечно, серьезный удар.
«СП»: То есть, столь раздражающая Запад риторика — это защитная реакция?
— Это так, Вучич защищается и недавно назначил самое пророссийское правительство в истории страны. На днях он выступал в «Русском доме» с лекцией, в которой цитировал маршала Жукова. Это, кстати, беспрецедентный шаг, когда глава государства выступает с лекцией о Второй мировой войне в «Русском доме», других подобных примеров в мире нет. Так что, его позиция как раз вызвана неслыханным западным давлением.
«СП»: Тем не менее, помимо моральной стойкости нужна и весомая политическая поддержка.
— Напомню, недавно в Сербию приезжал Си Цзиньпин. У него была продолжительная встреча с Вучичем, с китайским лидером прибыло много бизнесменов. Си, напомню, назвал Сербию другом Китая и главным партнером и союзником в регионе.
Не исключено, что Вучич, с одной стороны, просто устал ждать каких-то пряников от Европы, с другой — получил определенные и довольно серьезные гарантии от Пекина. Это определяет его слова и поступки.
«СП»: Может ли риторика Вучича иметь продолжение в конкретных действиях — мы знаем, что в ряде европейских стран, несмотря на запреты состоялись акции «Бессмертный полк»…
— Эта акция продолжается на Балканах, и в первую очередь — в Сербии.
«СП»: Также активизируются политики, выступающие за здоровые отношения с Москвой. В том числе в свете драматических событий в той же Словакии. Готовы ли политики-прагматики как-то координировать свои действия?
— Это может носить только декларативный характер. Ведь таких стран немного, и они очень разные. Скажем, Словакия и Венгрия — члены Евросоюза, Сербия в данное объединение не входит. Кроме политических деклараций какие-то солидарные действия вряд ли возможны, поскольку эти государства существуют в принципиально разных экономических моделях и экономических координатах.