США пыталась поддерживать градус напряжения и на Ближнем Востоке, и на Украине, но вляпались в плохую историю в обоих случаях
Президент Джо Байден назвал Америку мировой державой и упомянул о своей «позиции лидера» в мире. Если Байден действительно видит себя мировым лидером, он показал результат ниже ожидаемого и плохо справился с работой.
Сейчас мир на грани крупномасштабной войны, потенциально мировой, на двух фронтах одновременно. Возможно, это самое шаткое положение за последние полвека, со времен Карибского кризиса, а, может быть, нынешняя ситуация даже хуже. В тот момент угроза исходила с одного фронта: сегодня опасность существует на двух или даже на трех фронтах.
Во внешней политике администрация Байдена, по-видимому, придерживается доктрины разжигания конфликтов и при этом пытается манипулировать ими так, чтобы они оставались в рамках внешнеполитических интересов Америки и не перетекали в более масштабные войны.
Но такие тонкие расчеты соблюдать нелегко. Война — дело неопрятное и непредсказуемое. Власти страны могут хорошо себе представлять ее планы, но чтобы рассчитать, какой шаг слишком подтолкнет противника и спровоцирует более масштабную войну, нужно в равной степени учитывать планы, пристрастия и красные линии противника: все это сложнее осознать или предсказать.
Более того, современная культура внешнеполитического истеблишмента США, похоже, стремится избавиться от знаний и эмпатии, которые позволяют понять мысли противника, и вместо этого поощрить невежественные и озлобленные предрассудки.
Рассчитывать, насколько далеко вы можете зайти в военном или политическом плане, не нарушив баланс сдерживания и не спровоцировав полномасштабную войну, крайне сложно и опасно. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла сильно просчитался в том, насколько далеко можно зайти с ударами и ответами Израилю, прежде чем управляемый конфликт превратится в более масштабную войну. Ценой просчета стала его жизнь и война в Ливане.
Правительства США и Европы, а также Международный секретариат НАТО, посчитали, что они смогут, совершив ряд шагов, расширить НАТО на постсоветское пространство, не вызвав ответных военных действий со стороны России. Результатом этого просчета стал конфликт, который обернулся катастрофой для Украины и нанес серьезный ущерб интересам Запада и который рискует закончиться либо унижением Запада, либо прямым столкновением между Россией и Западом.
Несмотря на ненадежность таких расчетов, они, по-видимому, стали центральным элементом политики США. И на Ближнем Востоке, и на Украине США разжигали конфликты, отправляя в эти регионы оружие и препятствуя переговорам.
В обоих случаях Вашингтон сам подогревал конфликты и в тоже время старался предотвратить их расширение.
На Ближнем Востоке в фокусе находился баланс между поддержкой Израиля и его права на самооборону и предотвращением того, чтобы ситуация переросла в обширную региональную войну. Как настаивал Байден, «мы сделаем все возможное, чтобы не допустить развязывания более крупной войны».
На Украине в приоритете было предоставить Киеву все необходимое на столько времени, сколько потребуется, чтобы занять более сильную позицию на поле боя и получить свободу, суверенитет и территориальную целостность, не допуская при этом перерастания конфликта в войну Запада с Россией.
«Мы не будем вести войну против России на Украине», — заявлял Байден. «Прямое противостояние между НАТО и Россией — это Третья мировая война, и мы должны стремиться избежать ее».
Но стратегия Байдена вот-вот обернется катастрофическим провалом на обоих фронтах, потому что ситуация пошла не по плану. Война в Газе распространилась на Ливан и на грани того, чтобы охватить Иран.
Опасность представляет не только прямое противостояние между Израилем и Ираном. Поскольку США отправляют в Израиль не только противоракетную систему большой дальности (THAAD), но и около 100 американских военнослужащих для ее обслуживания, существует риск того, что в войну с Ираном будет втянут Вашингтон. Более того, в войну могут предположительно вовлечь Россию.
На Украине ситуация тоже находится на грани. Зеленский ежедневно подстрекает США переступить все красные линии и разрешить ему использовать для ударов вглубь территории России переданные Западом дальнобойные ракетные системы — а это, как и в Израиле, потребует вмешательства США.
Президент России Владимир Путин предупреждает, что такое разрешение «существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта», поскольку «это будет означать, что страны НАТО — США, европейские страны — воюют с Россией».
Если министр обороны Ллойд Остин не ошибается, и США действительно «видят доказательства» того, что Северная Корея отправила в Россию 3000 военнослужащих (как сообщает разведка Южной Кореи и Украины), тогда есть риск еще более масштабных боевых действий.
Политика администрации Байдена с ее попытками рассчитать, насколько далеко можно зайти, прежде чем ситуация обострится, оказалась неудачной. В результате США оказались на грани двух масштабных войн. Если Байден — «лидер мира», то он управлял им легкомысленно и, мягко говоря, неправильно.