Арцах — дело швах? Пашинян сдает регион в обмен на пряники Евросоюза?

Чем урегулирование многолетнего конфликта может обернуться для его участников и соседей

Арцах — дело швах? Пашинян сдает регион в обмен на пряники Евросоюза?

Власти Армении «полноценно признают» территориальную целостность Азербайджана и рассчитывают на подобный шаг со стороны Баку, заявил премьер-министр Никол Пашинян, выступая в национальном парламенте.

«Я сейчас хочу подтвердить, что Республика Армения полноценно признает территориальную целостность Азербайджана и ожидает, что Азербайджан сделает то же, признав всю территорию Армянской ССР как Республику Армения», — сказал премьер.

Так что, сдают Карабах? А что будет с его жителями?

И что это значит для России? Вывод миротворцев, а следом, возможно, и военной базы с территории Армении? Ведь если конфликт будет урегулирован, Ереван может решить, что российские войска ему вообще не нужны. Пашинян продолжит интеграцию в структуры Запада? Россия теряет Закавказье?

— Сторонам важно договориться о границах друг друга, провести линию разграничения, — считает политолог, кандидат социологических наук Александр Немцев. — Армянские власти хотят исключить возможную атаку Баку на свой регион Сюник, который азербайджанцы называют Занзегур. Встает вопрос транспортного коридора из основной части Азербайджана в Нахичеванский анклав, который как раз проходит через этот регион. Поэтому заявление Пашиняна стоит воспринимать исходя из национальных интересов страны и полного прекращения армяно-азербайджанского противостояния.

«СП»: Пашиняну простят и это?

— В Армении ему почти нет альтернатив. Население отказывается поддерживать старые политические силы, а новых фактически не появилось. В этой ситуации Пашинян лучший из худших, поэтому все шансы на победу он имеет, несмотря на поражение в войне.

Пашинян хочет добиться прекращения военного конфликта и предотвратить его перенос на территорию Армении. Для армян Карабаха будут пытаться предлагать варианты мирного существования в азербайджанском государстве. Это очень сложная задача, но другого пути для Еревана сейчас нет.

«СП»: А что с жителями? Алиев сказал, что им надо или принять подданство Азербайджана, или уехать. Многие ли примут азербайджанское гражданство? А если уедут, то куда? Армению они считают предательницей. В Россию поедут? Ждать волны беженцев?

— Переход под азербайджанское гражданство для населения Карабаха не будет простым. Скорее всего, Ереван при участии международных посредников может поставить вопрос о строительстве поселений для этих людей на территории Армении. По крайней мере в кулуарах политики об этом говорят. Баку выгодно решить армянский вопрос полностью, но в то же время нужно сделать это красиво. В турецком парламенте есть этнические армяне, но до аналогичной ситуации в Азербайджане еще далеко.

«СП»: Что теперь будет с лачинским и зангезурским коридорами? А с нашими миротворцами? Не будет ли закрытие карабахского вопроса означать наш уход из региона?

— Российские миротворцы действуют исходя из трехстороннего соглашения. По нему есть возможность продления и прекращения. Все будет развиваться исходя из политической конъюнктуры. Что касается коридоров — если будет проведена демаркация границы между двумя странами, то вопрос лачинского коридора может регулироваться исходя из особенностей пересечения границы, который установят межгосударственным соглашением. А вопрос южного, занзегурского, коридора, думаю, будет выведен на более глобальный уровень.

«СП»: В чем интерес Пашиняна? Кто продавливает такое решение?

— Пашинян мечтает открыть армяно-турецкую границу. Налаживание отношений с Анкарой дает Еревану прямой выход в ЕС, ставленником которого во многом и является Пашинян. Ситуация с Карабахом — это пример разных стратегий. Пока Баку копил силы и развивался, Ереван деградировал, играя в многовекторную политику. Не зря же там самое большое посольство США в мире. Пашинян лишь завершил, зафиналил этот процесс, но упущенное для развития Армении время началось задолго до него.

— Обратим внимание на один нюанс. Сама по себе основная реплика Никола Пашиняна по этому поводу в ходе отчета перед парламентом оставляет пространство для маневра, — говорит директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. — Он заявил об ожидании, что Баку сделает шаг к мирному договору, «признав всю территорию Армянской ССР в качестве Республики Армения». При этом в его фразе, что «Республика Армения полностью признает территориальную целостность Азербайджана» нет указания, что речь идет именно о границах Азербайджанской ССР, в состав которой, как известно, входила Нагорно-Карабахская автономная область. То есть, если бы Никол Пашинян в дальнейшем хотел сделать шаг назад, саму эту реплику, при желании, он мог бы перетолковать в духе недавнего заявления своих противников из оппозиционной Республиканской партии Армении, где был представлен аргумент, что в действующей Конституции Азербайджана не сказано прямо, что это государство является правопреемником Азербайджанской ССР.

Другое дело, что в том же выступлении премьер Армении конкретизировал свой тезис, отметив, что «мы сами предлагали приложить к договору утвержденные СССР карты Армянской и Азербайджанской ССР в качестве основы территориальной целостности двух стран».

Понятно, что реплика в ходе более обширного отчета — далеко еще не нормы мирного договора. Но Никол Пашинян таким образом дал понять, что готов максимально дистанцироваться от темы Карабаха в ходе переговоров о мирном соглашении с Баку.

«СП»: Означает ли это, что позиции карабахского клана окончательно подорваны и большинству армян Арцах просто не нужен?

— Можно вспомнить, например, что, по данным опроса, результаты которого были представлены в ноябре 2022 года в Армении компанией MPG, 80,4% респондентов выступили категорически, а 9,3% скорее против сценария, по которому армянскому населению Карабаха был бы предоставлен статус национального меньшинства в составе Азербайджана. Другое дело, что в период после ноября 2020 года обвинения, что правительство Пашиняна не защищает интересы армян Карабаха или мало для этого делает, могли становиться поводом для мобилизации противников премьера Армении, но недостаточными, чтобы масштаб таких протестных акций привел к его свержению. Более того, к потере Николом Пашиняном контроля над внутриполитической ситуацией не приводили и всплески вооруженной эскалации на границе самой Армении — например, весной 2021-го или в сентябре 2022-го.

Читать также:  Вместо визита Путина Анкара получила «черную метку»

Парламентские выборы 2021 года в Армении показали, что элиты, имевшие влияние до прихода к власти Никола Пашиняна, определенные базовые возможности сохраняют — все-таки блок альянса «Армения», возглавляемый экс-президентом Робертом Кочаряном, на этих выборах получил, по официальным данным, 21,1% голосов. Но для такой мобилизации противников действующей власти, чтобы это стало опасным для Никола Пашиняна, сил и поддержки у них до сих пор явно не хватало.

«СП»: Пашиняну простили поражение в войне. Многие предрекали, что его свергнут. Или что он, как минимум, не выиграет выборы. Но он удержался. А сейчас? Выиграет новые выборы?

— Мировой опыт показывает, что неудачный военный конфликт далеко не всегда приводит к свержению того или иного лидера, по крайней мере, немедленному. Например, операция НАТО «Союзная сила» в отношении Югославии имела место в марте-июне 1999 года, а отставка Слободана Милошевича последовала только после «Бульдозерной революции», в октябре 2000 года.

Очередные парламентские выборы в Армении должны пройти в 2026 году (что, конечно, не отменяет полностью вероятности досрочных выборов когда-нибудь в обозримом будущем). А наиболее значимая из ближайших кампаний — выборы в Совет старейшин Еревана. Они ожидаются осенью, хотя в прессе Армении постоянно циркулировали слухи о возможности их досрочного проведения. В столице проживает более трети населения Армении, так что кампания действительно важна для Никола Пашиняна. И тема Карабаха и мирного договора с Баку может создать для премьера Армении дополнительные риски в этих условиях. Но, опять же, риски не обязательно означают фатальные проблемы.

«СП»: А что будет с населением Карабаха? Многие ли примут азербайджанское гражданство?

— Значение в этом вопросе будут иметь не недавние заявления Никола Пашиняна и даже не формальные нормы возможного мирного договора Армении и Азербайджана, а будет ли продлено пребывание российских миротворцев в регионе после 2025 года и какой именно будет на практике тактика Еревана по ситуации вокруг Карабаха.

Как показывает мировой опыт, деятельностью миротворческих контингентов в таких конфликтах очень часто недовольны в той или иной мере все вовлеченные стороны. Но, как бы там ни было, если в регионе не будет миротворческого контингента и силовые структуры Азербайджана возьмут под полный контроль нынешнюю зону ответственности российских миротворцев, очевидно, можно ожидать массового исхода армянского населения из Карабаха.

«СП»: Как к этому относиться России? В практическом плане — ведь это может быть чревато новой волной насилия, а там наши военные. И в геополитическом плане — выгодно ли нам решение карабахского вопроса? Нет ли опасения, что Баку распространит территориальную экспансию уже на территорию Армении.

С точки зрения собственных интересов, для России значимо и сохранение присутствия в регионе миротворческого контингента, и разблокирование транспортных коммуникаций через территорию Армении между Нахичеванской автономной республикой и остальной частью Азербайджана именно на условиях, предусмотренных пунктом 9 трехстороннего заявления, подписанного в ноябре 2020 года. Согласно этому документу, как известно, контроль транспортного сообщения на этом маршруте должен осуществляться российскими пограничниками. Понятно, что на фоне кризиса вокруг Украины, у России появилось больше проблем и в вопросах отстаивания своих интересов на Южном Кавказе.

В любом случае, Армению и Азербайджан еще ждут сложные переговоры и по делимитации и демаркации границы, и по тому же разблокированию коммуникаций. С точки зрения интересов России, важно, на каком уровне будет ее влияние к моменту, когда могут выйти на решающий этап переговоры о продлении пребывания в регионе миротворцев (то есть, примерно в конце 2024-го — начале 2025 года).

При этом обсуждаемая реплика Никола Пашиняна еще не означает автоматически, что переговоры между Ереваном и Баку действительно скоро завершатся подписанием мирного соглашения. Это значит, в том числе, что новые всплески вооруженной эскалации на границе Армении и Азербайджана не исключены.

«СП»: А как насчет других стран? Нет ли опасения резкого усиления позиции Турции в регионе параллельно ослаблению позиций России? А Иран что скажет? Какие для него плюсы и минусы?

Возможности Турции по влиянию на Южном Кавказе действительно могут расшириться. Но тут еще важны, например, итоги президентской гонки в самой Турции — чем эта кампания завершится или не приведет ли к серьезному внутриполитическому кризису.

Для Ирана важно сохранение баланса сил на Южном Кавказе. Но насколько Тегеран сможет влиять на ситуацию, тоже зависит от многих факторов, включая, его заинтересованность в сотрудничестве с Анкарой по другим вопросам на каждом последующем этапе. С одной стороны, существенное изменение баланса сил в регионе в пользу Анкары и Баку вряд ли отвечало бы интересам Тегерана. С другой, важно, как будет развиваться ситуация на практике. Пока мирное соглашение между Баку и Ереваном не подписано, ситуация в регионе не стабильна, и это делает любые шаги Тегерана в отношении местных игроков более значимым внешнеполитическим фактором. Вспомним, например, как активно обсуждались иранские военные учения в зоне досягаемости границ Азербайджана и Армении осенью 2022 года.