В Копенгагене решили в одностороннем порядке пересмотреть Морское право
Дания рассматривает способы помешать так называемому теневому танкерному флоту перевозить российскую нефть через Балтийское море. Об этом агентству Reuters сообщил министр иностранных дел Дании Ларс Расмуссен.
Он отметил, что существует консенсус в отношении того, что этот флот «является международной проблемой», поэтому требуются международные решения.
«Дания собрала группу стран-союзников для оценки мер, которые будут направлены против этого флота», — заявил политик.
В обсуждение вовлечены государства Балтийского моря и Евросоюза, однако какие именно меры рассматриваются он не уточнил. Вместе с тем, для практической реализации меры должны быть обоснованы с точки зрения международного права.
Как отмечает издание, после введения санкций Россия часто использует старые танкеры, базирующиеся и застрахованные в странах вне Запада. В Копенгагене обеспокоены, что они представляют потенциальную опасность для окружающей среды.
Посол России в Дании Владимир Барбин заявил о неприемлемости изменения режима судоходства в районе Датских проливов.
«Копенгагенский трактат 1857 года, который является действующим и юридически обязывающим международным договором, гарантирует, что не будет никаких предлогов для остановки судов или создания препятствий при проходе через Балтийские (Датские) проливы. Любое изменение такого режима международного судоходства в этом районе неприемлемо», — говорится в его комментарии, поступившем в РИА «Новости».
Ранее представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что в датских СМИ раздувается кампания относительно возможных ограничений на проход российских судов Балтийскими проливами. При этом в качестве предлога указывается некая угроза экологической катастрофы из-за якобы использования Россией судов, непригодных для судоходства, или отсутствия у них страховых документов.
«Это просто смешно. Хочется сказать Копенгагену: ваши же союзники подорвали рядом „Северные потоки“, нанесли чудовищный экологический ущерб странам вашего региона — Балтике. Вы же заткнулись и молчали в тряпочку. Но теперь вам мешают танкеры с российской нефтью, потому что они якобы могут нанести ущерб экологии Балтийского бассейна?» — возмутилась она.
Дипломат подчеркнула, что самовольное переписывание норм международного права недопустимо, а любые попытки ограничения в отношении российских судов будут расцениваться как очередной недружественный шаг, за которым неизбежно последуют жесткие ответные меры.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что технически блокировка проливов возможна, как и введение войск НАТО на Украину или попытка заблокировать полеты гражданских самолетов в Калининград.
— Технически это можно себе представить, но это будет такой уровень эскалации, к которому Запад сейчас сам не особо готов. Можно предположить, что через полтора года будет ослабление войск Украины и Запад будет поставлен перед выбором — украинское государство проигрывает и в том виде, в каком сейчас существует, исчезает либо надо вмешаться. Тогда Запад может вмешаться, что может сопровождаться, например, блокировкой экспорта российской нефти.
На том уровне конфликта, на котором он сейчас находится, представить силовую блокаду сложно. Это надо использовать военные корабли Дании. Сама Дания с этим не справится, значит, надо подключать НАТО, то есть считайте Америку, блокировать Балтийской море. Блокада — это casus belli. Мне кажется, на текущий момент они к этому не готовы. Может, через какое-то время.
«СП»: Есть международное право по использованию в том числе проливов. Запад готов будет и его нарушить?
— С точки зрения юридической это все вообще вилами по воде писано. Сейчас вообще не то время, когда международное право как-то действует. Тем более не Западу указывать, когда его страны нарушали множество раз это право.
Есть свобода судоходства. Это один из принципов международного права. Есть Конвенция по морскому праву, к ней есть отдельные добавления, связанные со статусом отдельных проливов.
«СП»: Звучат обвинения в том, что танкеры старые и угрожают экологии, что это теневой флот. Так ли это?
— Теневой флот — это все лирика. Нет официально признанного на уровне ООН или каких-то еще международных организаций понятий «теневой танкер», «теневой флот».
Танкер может быть записан в реестре какой-то другой страны. И что? Раньше привыкли, что реестры одни, теперь другие. Ну, так глобализация идет. Или страховка не из английского клуба PMI, а страховщика, который зарегистрирован стране Глобального Юга или Востока. Это что — запрещено? Если российская нефть покупается Индией и страховщик из Индии, он что — не имеет права работать на планете Земля?
Что значит, старый танкер? Кто это определяет? Если ему 10 лет, он не старый, а 11 — уже старый? Дания так решает? Дания может так решить. А остальные что — должны согласиться? Танкеры долго служат, если нормально эксплуатируются. Они много раз перепродаются. Они все тогда старые, кроме тех, которые только что спустили на воду.
«СП»: Насколько балтийское направление важно для России? Какие объемы по нему идут?
— Российская статистика закрыта, поэтому приходится пользоваться данными иностранных аналитических агентств и прочих.
Есть Усть-Луга и Приморск на Балтийском море. Там где-то от 40 до 60% всего экспорта российских нефтепродуктов идет, которые экспортируются морским путем. Есть еще Новороссийск, Мурманск, Козьмино.
«СП»: Если не закрытие проливов, то какие меры еще может придумать Запад, чтобы ограничить экспорт нашей нефти?
— Можно ограничить перевалку. Уже ограничили, но могут ужесточить. Раньше перевалку осуществляли около берега, теперь подальше. В Морском праве есть понятие территориальных вод, а есть исключительная экономическая зона и международные воды. В международных водах нельзя закрыть проход судну.
Другое дело, что есть узкие проливы, например, Босфор. Там Конвенция по морскому праву с точки зрения морских миль уже не имеет значения, надо проходить, поэтому есть отдельные соглашения, которые, как правило, предполагают, что проливы должны быть открыты для гражданских судов, кроме экстренных случаев.
Могут дальше ужесточить санкции, например, в отношении судоходных компаний. Из российских компаний нашу нефть возит «Совкомфлот», остальные — частично остались греческие и все больше компаний, которые зарегистрированы на Востоке. Какие-то из них, возможно, являются дочерними по отношению к нашим. Их периодически вносят в санкционные листы, компании перерегистрируют, танкеры перерегистрируют, перевозки продолжаются.
Полностью всех закрыть не получается, потому что если всех подряд вносить в санкционные списки и лишать доступа к американским сервисам, начиная с GPS, то легко спровоцировать недовольство, снижение поставок российской нефти и нефтепродуктов, легко вызвать рост цен. А это не очень приятно, особенно перед выборами. Когда выборы в США пройдут и, допустим, Байден победит, тогда они могут попытаться действовать жестче.