Александр Храмчихин: Германии демилитаризация и денацификация нужна не меньше, чем Украине

Одной из центральных тем обсуждения «Большой Тройки» в 1943—1945 гг. была судьба послевоенной Германии.
Черчилль предлагал разделить ее на 10−15 стран, лишенных армий и крайне ограниченных в правах. Американцы предлагали полностью запретить Германии (или Германиям) иметь какую-либо промышленность, разрешив только сельское хозяйство. Очевидно, самым правильным было бы объединение этих предложений — 10−15 мелких Германий без армий, промышленности и прав.
Но Сталин настаивал, что Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается (это сказано было еще в 1942-м), и добился того, что Германия осталась единой, лишь несколько урезанной в территории и правах (временное разделение на ФРГ и ГДР возникло потом). До сих пор мы носимся с этой сталинской фразой, гордясь своими добротой и благородством по отношению к нелюдям, убившим примерно 30 млн наших соотечественников.
Как выяснилось, по правильному фраза должна звучать так: «Гитлеры уходят, вместо них приходят Мерцы». Последствия той ошибки Сталина мы расхлебываем в данный момент. Была у нас ГДР, считавшаяся наиболее надежным (если не единственным надежным) союзником СССР внутри Варшавского договора, потом были великая дружба Ельцина с Колем и свободно говорящего по-немецки Путина со свободно говорящей по-русски Меркель, а до этого со Шрёдером, которого очень увлекали проекты «Газпрома» и его деньги. Но к естественному состоянию российско-германских отношений мы пришли именно сейчас.
После объединения Германии в 1990 г. Бундесвер достиг огромной боевой мощи — 7 тыс. танков, 8,9 тыс. БМП и БТР, 4,6 тыс. орудий, минометов и РСЗО, 1 тыс. боевых самолетов. Впрочем, продержалась эта мощь недолго — Берлин начал тотальную распродажу как оружия ННА ГДР, так и запасов самого Бундесвера (о его нынешнем состоянии речь пойдет ниже).
Одной из последних в НАТО Германия в 2010 г. отменила всеобщую воинскую обязанность. Главной причиной этого стало то, что в тотально пацифизированном немецком обществе более 60% призывников выбирало альтернативную службу, что сделало призыв бессмысленным.
Пацифизм, однако, резко забылся в 2022-м, когда Германия стала второй после США страной по объему поставок оружия и техники Украине. Данные на этот счет не всегда однозначны, но в целом можно принять, что Киев получил от Берлина за 2022−2024 гг. 18 танков «Леопард-2А6», 108 «Леопард-1А5» (и значительное количество инженерных машин на базе обоих «Леопардов»), 140 БМП «Мардер», 50 бронеавтомобилей «Динго-2», 18 155-мм САУ РzН-2000, 5 американских РСЗО М270 MLRS, 12 батарей ЗРК IRIS-Т (Украина стала первым в мире обладателем этой системы ПВО), неопределенное число различных элементов американской ЗРС «Пэтриот», примерно 3 тыс. ПЗРК (американских «Стингер» и советских «Стрела-2»), не менее 42 35-мм ЗСУ «Гепард».
При этом надо отметить, что германскую технику поставляли Украине не только сами немцы, что еще более увеличило вклад ФРГ в укрепление ВСУ. Так, из Швеции Украина получила 10 танков «Леопард-2А5» (они же Strv-122), из Португалии — 3 «Леопард-2А6», из Испании — 29 «Леопард-2А4», из Польши — 14 аналогичных танков, из Норвегии и Канады — по 8 (еще из Норвегии пришли 5 «Динго-2»).
Рим отправил Киеву 6 САУ РzН-2000, Амстердам — еще 8. Кроме того, от Нидерландов Украина получила 17 немецко-голландских бронеавтомобилей «Феннек». Наконец, можно упомянуть англо-немецко-итальянскую буксируемую 155-мм пушку FH-70, 10 таких орудий на Украину поступило из Италии и до 24 — из Эстонии.
Суммарные потери немецкой техники (в т.ч. полученной не из Германии) в ВСУ оказались весьма солидными. Подтверждено уничтожение 43 «Леопардов-2», 27 «Леопард-1А5», 48 «Мардеров», 11 «Динго», 1 «Феннека», 5 РzН.-2000, 8 FH-70, 31 инженерной машины. Посчитать потери техники ПВО возможным не представляется. Кроме того, 10 «Мардеров» стали трофеями ВС РФ.
В настоящее время у Германии имеется 667 танков «Леопард-2», из которых лишь половина (модификаций А6/7) у Бундесвера, другая половина (в основном А4/5, большая часть небоеспособна) у фирмы-производителя KMW, она же KNDS Deutschland (если они понадобятся бундесверу, их надо будет выкупать и восстанавливать). На хранении находится 123 древних «Леопарда-1».
На вооружении состоит 339 современных БМП «Пума» и 572 старых «Мардера». Количество БТР, бронеавтомобилей и вспомогательных машин на их базе достигает 2,9 тыс. (самые современные из них — немецко-голландские БТР «Боксер»), кроме того, до 2,4 тыс. американских БТР М113 может находиться на хранении, но, скорее всего, они либо небоеспособны, либо уже вообще утилизированы.
Артиллерия включает 118 САУ PzH2000 (и до 17 на хранении), 3 американских 155-мм САУ М109 (еще до 38 на хранении), 119 финских 120-мм минометов «Тампелла» на шасси М113, 10 американских 105-мм буксируемых орудий М101 (еще до 134, возможно, на хранении), 49 американских РСЗО М270 MLRS (еще до 100 на хранении). Кроме того, на хранении могут находиться до 177 буксируемых орудий FH-70, но, скорее всего, их уже нет. Имеются также 622 израильских ПТРК «Спайк-LR» и примерно 200 американских «Тоу».
Наземная ПВО включала 20 батарей американской ЗРС «Пэтриот» (по 8 ПУ), еще 2 резервные и 2 учебные батареи. Какое-то количество ПУ и РЛС уехало на Украину, но сколько это в батареях — неясно (а минимальная боевая единица данной ЗРС — именно батарея, а не отдельная ПУ). Имеется также 50 ЗРК «Оцелот» на шасси БМД «Визель», до 865 ПЗРК «Стингер». На хранении может находиться до 87 ЗРК «Роланд» и до 291 ЗСУ «Гепард».
Боевая авиация включает от 99 до 105 бомбардировщиков «Торнадо» (еще до 34 на хранении), 103 боевых и 30 учебно-боевых истребителей-бомбардировщиков «Тайфун» (все эти самолеты являются англо-немецко-итальянскими, а в производстве «Тайфунов» участвует еще и Испания), до 60 французско-немецких ударных вертолетов «Тигр». Основу транспортной авиации составляют 50 общеевропейских транспортных самолетов А400М и 3 американских заправщика КС-130. В строю и на хранении имеется более 400 многоцелевых и транспортных вертолетов.
Немецкий флот имеет в своем составе только единицы собственной постройки: 6 ПЛ пр. 212, 11 фрегатов (4 «Бранденбург», 3 «Заксен», 4 «Баден-Вюртемберг»), 5 корветов типа «Брауншвейг», до 20 тральщиков. Морская авиация включает 3 современных американских противолодочных самолета P-8A «Посейдон» и 4 старых Р-3С «Орион», до 50 противолодочных вертолетов.
Как несложно подсчитать, по сравнению с 1990 г. количество техники в Бундесвере сократилось в разы, а местами на порядок (при крайне незначительном качественном обновлении). Причем и оставшаяся техника не всегда исправна. Не факт, что улучшилось и морально-психологическое состояние немцев.
В последнее время в большинстве стран Запада осознали, что «профессиональная» армия подходит лишь для заморских карательных операций против заведомо более слабого противника. Для серьезной войны необходима массовая призывная армия.
Но как только канцлер Мерц заикнулся о восстановлении призыва, по всей Германии начались демонстрации протеста молодежи с лозунгами типа «Лучше жить под властью Путина, чем служить в армии». Поэтому если с политической точки зрения Берлин уже сейчас находится в авангарде «коалиции желающих», то насколько он готов участвовать в боях на Украине в чисто военном плане — очень большой вопрос.
Если немцев всё-таки занесет на Украину, то мы автоматически вспомним столь популярный в последние годы лозунг «Можем повторить». На самом деле этот лозунг ошибочен. Не надо повторять вышеописанную сталинскую доброту. Надо наконец-то впервые стать именно тем, чем нас столетиями представляет западная пропаганда. Только в этом случае немцы уже точно ничего повторять не захотят, да и не смогут.





















