Незалежная стоит перед выбором: раздел страны или мир на условиях Путина и Трампа
Южная Бессарабия, которая сейчас входит в состав Украины, должна вернуться обратно в Болгарию, заявил лидер болгарской партии «Возрождение» Костадин Костадинов. Таким образом число стран-претендентов на украинские территории выросло до семи. Кажется, потеря только левобережья станет для Киева «меньшим злом» из возможных.
Обоснование территориальных претензий болгарского политика простое, как арифметика. Южная Бессарабия входила в состав Болгарского государства более 450 лет, а в составе Украины спорный регион находился всего 34 года. Болгары — коренное население этой местности и в настоящее время они составляют большинство населения.
Для Киева страшнее всего не частный случай притязаний на конкретный регион, а указание Костадинова на процесс, делающий такое возможным: «Украина распадается, и на будущем мирном конгрессе, который решит судьбу несостоявшейся так называемой украинской государственности, Болгария должна претендовать на Болгарскую Бессарабию».
Вот почему дипломаты украинского посольства в Софии буквально взвились в воздух от этого предложения и призвали болгарские власти осудить Костадинова, назвав его высказывания «недопустимыми для политика страны-члена ЕС». Они, мол, подтверждают системное продвижение в Болгарии «нарративов Кремля». Зрят в корень.
Между тем, идеи Костадинова вполне нормальны для националиста, каковым его называют в его стране. Для таких как он территориальные претензии к соседям — в порядке вещей. Если в Киеве националистам можно кричать «Украина понад усе», претендовать на Крым, Кубань и даже оккупировать Курскую область, то почему такое нельзя делать другим?
Официальная София, видимо, прислушается к Костадинову. Ведь Киев ведёт себя всё более недружественно к Болгарии. Так, на днях ВСУ пытались разрушить с помощью БПЛА газонасосную станцию «Русская» у Анапы — точку входа газопровода «Турецкий поток», через которую Болгария получает российский газ. Поступок врага, а не друга.
Вовремя предъявив Киеву территориальные претензии, София успеет вскочить на подножку уходящего поезда и солидаризоваться с другими такими же странами Восточной Европы, а заодно частично искупит свою вину перед Москвой за поставки на Украину вооружений и снарядов, которыми СССР щедро снабжал своего союзника по Варшавскому договору.
В чём тут искупление? Ну, конечно, России выгоден раздел Украины за компанию с другими странами. Поскольку это дополнительно легитимизирует и закрепляет собственные территориальные приобретения Москвы. Потенциальную реконкисту Киеву придётся вести против нескольких государств одновременно, что практически невозможно.
Напомним, о каких странах идёт речь и каковы их претензии. Помимо России и Болгарии, это, конечно, Венгрия. В Закарпатье компактно живут свыше 150 тысяч венгров, которым давно раздали венгерские паспорта. И если в начале СВО Будапешт лишь аккуратно возражал против мобилизации «своих», то теперь с Киевом они прямо таки «на ножах».
Идеологический «брат» Виктора Орбана — премьер Словакии Роберт Фицо наверняка не прочь забрать ту часть Закарпатья, где живут русины. Русинский язык не признается на Украине, а в Словакии русинское меньшинство живёт без притеснений. Кстати, болгарин Костадинов — защитил по русинам диссертацию. Подскажет Братиславе детали.
Западная часть Украины, без сомнения, отойдёт Польше. Слишком долго те земли входили в её состав, прежде чем туда пришла советская власть. Это Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области (Галичина), а также Волынская и Ровненская области. Пока Варшава поддерживает Киев, но только потому что он кое-как держится против Москвы.
Стоит Украине ослабеть и коалиция претендентов на её территорию сложится мгновенно. Не зря пришла свежая новость о том, что в апреле Польша начнет на территории Украины поиски останков жертв Волынской резни. Готовят идеологический фундамент для будущей аннексии? Именно так. Польшу саму делили не раз, там знают, как это бывает.
Правда, претендуя на Волынь поляки могут столкнуться с претензиями соседней Белоруссии. Должен же её народ, да и лично Батька Лукашенко, получить компенсацию за то что их склоняют и шпыняют вместе с Россией за СВО? Но с польским гонором сладить будет непросто. В этом случае Минск может ограничиться украинским Полесьем.
И, наконец, Румыния, тоже претендует на часть украинских территорий. В 1991 году парламент в Бухаресте даже выпустил документ о непризнании итогов референдума о независимости Украины в «Северной Буковине, уезде Герца и уезде Хотин», а также в «уездах юга Бессарабии». Говоря о последней, часто используют наименование Буджак.
Так что по вопросу принадлежности Южной Бессарабии болгары могут столкнуться с румынами. С учётом претензий других стран-претендентов на украинское наследство в Восточной Европе вполне может вспыхнуть не слабая локальная войнушка. О том, как это будет выглядеть легко догадаться по фильмам Эмира Кустурицы.
Если только спорные моменты не объяснит всем Россия. В конце концов, такая корова нужна самому. Если ВС РФ смогут дойти вдоль Черного моря до Приднестровья, Измаила, Южная Бессарабия станет свободна и счастлива и без Софии и Бухареста. Но это в идеале, о котором говорят всё реже. Чаще напоминают, что политика — это искусство возможного.
«Украина, девять центральных областей вокруг Киева, лишённая своих колоний, станет себе пресной и спокойной европейской страной. Туристы к ним поедут. У них отличная кухня, борщи, вареники с вишнями, деды в вышиванках», — объяснял выгоды такого варианта писатель, колумнист «СП» и уроженец Харькова Эдуард Лимонов в 2015 году.
То есть, раздел территории Украины может стать не гипотетическим, а вполне реальным, досягаемым итогом происходящей «порухи», который может устроить если не всех, то большинство жителей региона, уставшее от боевых действий и неопределённости. Ещё недавно этот сценарий многим казался фантастическим, невероятным, а сейчас уже нет.
Почему? Всё дело в смене глобальной парадигмы после избрания Трампа. Американский «джокер» больше не хочет церемониться и играть по правилам. Он готов сломать устоявшийся либеральный порядок и сформировать новый, опирающийся на право сильного. Отсюда и алчные взгляды США на Канаду, Гренландию, Панаму и Мексику.
Интересно, ему почти не оппонируют. Среди мировых политиков заметно, скорее, стремление встроиться во вновь формирующуюся резко американоцентричную систему. В том числе через объявление собственных территориальных претензий. И я как Трамп, и я! Именно это случилось с Болгарией и скоро случится с другими странами.
России придётся учитывать этот тренд. Попробовать получить от него выгоды и вместе с тем, не попасть впросак. Участие в разделе Украины на семерых — не самых плохой вариант.