Европейцы уже осознали свою вторичность и готовы принять любое решение Белого дома
Мирные переговоры по ситуации на Украине будут возможными только после выборов президента США, заявил Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
«Думаю, что Путин ждет результатов американских выборов. До этого не стоит ожидать начала мирных переговоров», — сказал он.
Боррель считает, что если бы у власти в Штатах сейчас был не демократ Джо Байден, а республиканец Дональд Трамп, обстановка на Украине сложилась бы совсем по-другому.
Он выразил уверенность в том, что у российской стороны есть «военные цели», и она не остановит боевые действия до их выполнения. Однако Боррель уверен, что российская сторона «совершила гигантскую ошибку», недооценив силы Киева и поддержку его западными странами.
Глава европейской дипломатии также раскритиковал тех, кто призывает к миру и требует остановить военную поддержку Украины.
«И что будет дальше? Если прекратим оказывать военную помощь Украине, это не значит, что Россия соберется уйти. Мы все хотим мира, но вы должны знать, какого мира мы хотим», — сказал он, добавив, что «целью не может быть ничего, кроме ухода России с захваченных территорий». Вместе с тем Боррель признался, что прекращение огня, по его мнению — маловероятный сценарий. Он также подчеркнул, что военная поддержка Украины продолжится.
Ранее о том, что окончание боевых действий на Украине зависит от президентских выборов в США, говорил бывший президент Франции Франсуа Олланд. Он также высказал мнение, в случае победы Трампа последний скажет: «Мы на этом останавливаемся; все, что есть у россиян, они могут оставить себе». А экс-госсекретарь США, соперница Трампа на выборах 2016-го года Хиллари Клинтон заявляла до этого, что победа республиканца на выборах будет означать «конец Украины».
С чего они это взяли? Да, Трамп постоянно говорит о том, что Вернувшись в Белый дом, он прекратит конфликт за сутки, но под силу ли ему это? Разве президент США принимает подобные решения?
В любом случае, выборы в США будут в ноябре 2024-го года. К тому времени и Украины уже может не быть.
В словах же Борреля самое интересное — фактическое признание того, что Европа ничего не решает. То есть если Трамп, став президентом, прикажет европейцам прекратить поддержку Киева, те сразу под козырек возьмут? Наверняка. Многие европейские лидеры потом еще будут говорить, что всегда были против поддержки Украины…
— То, что США являются дирижёром конфликта на Украине, ни для кого не секрет, и уже давно, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Поэтому Боррель лишь констатирует факты. Коррекция отношения властей к СВО со стороны США, в строгом смысле, связана не с тем, что победит республиканец или демократ, а с тем, кто именно победит персонально, поскольку фактор личности в этом вопросе очень важен. Другой вопрос, что США могут регулировать позицию по СВО со стороны Украины, но не со стороны России. И в этой связи все не настолько однозначно. И границы Украины к выборам Президента США могут измениться ещё более существенно.
Влияние же ситуации Украине на исход президентских выборов в США тоже не стоит недооценивать по причине отсутствия концентрации действующей американской администрации на внутриполитических проблемах.
— Все же Жозеп Боррель утверждал, что именно Владимир Путин, по его мнению, ждет итогов президентской кампании в США, — обращает внимание директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Общий же вектор интервью этого европейского политика — как раз призывы к продолжению оказания помощи Украине и критика в адрес тех, кто выступает против такой политики.
«СП»: Как, по-вашему, итоги выборов отразятся на ходе СВО? Рассмотрим оба варианта: побеждает демократ, или побеждает республиканец?
— Ни тот, ни другой, скорее всего, не отказались бы полностью от военно-технической поддержки Киева. Не будем забывать, что военно-промышленное и силовое лобби внутри Республиканской партии, пожалуй, даже сильнее, чем в Демократической. Другое дело, что принцип «новой метлы» при республиканской администрации, когда, например, может быть подвергнута ревизии часть мер, принятых в рамках поддержки Киева при Джозефе Байдене, может создать дополнительные проблемы для украинского руководства.
Опять же, вопрос, насколько хорошо сработается официальный Киев с новыми людьми, которые в случае смены власти в США будут курировать работу с ним в Вашингтоне. Это, конечно, нюансы, но и они могут повлиять на уровень поддержки, оказываемой Украине со стороны США, а значит, и на ход боевых действий. При сохранении у власти демократической администрации таких рисков для Киева в рамках «смены коней на переправе» может быть меньше.
Опять же, именно в случае гипотетического возвращения в Белый дом Дональда Трампа могут вернуться и более проблемные отношения США с европейскими партнерами, что также может сказаться на результативности поддержки Киева со стороны западных держав. Хотя в случае с Трампом стоит отметить, что препятствия для его победы на будущих выборах весьма серьезны (включая достаточно высокий антирейтинг этого политика). Тем не менее, не будем забывать, что и в вероятность его победы в 2016 году очень многие эксперты не верили.
Наконец, многое зависит и от хода боевых действий в зоне российско-украинского конфликта, и от экономической ситуации в США и, например, от уровня вызовов, с которыми Вашингтон может столкнуться в отношениях с Китаем или в регионе Большого Ближнего Востока. При определенных обстоятельствах и позиция демократической администрации может стать более компромиссной в отношении России.
«СП»: Трамп распинается, что, если станет президентом, сразу остановит конфликт. Так ли это? От личности президента США тут что-то зависит вообще?
— Стиль Дональда Трампа в период ряда внешнеполитических кризисов во время его президенства — довести ситуацию до высокого градуса напряженности, но затем, остановившись в шаге от горячего конфликта, перейти к прагматичным переговорам. Поэтому, окажись Трамп снова в Белом доме, не исключено, что на первом этапе мы наблюдали бы весьма жесткую риторику в адрес Москвы, а то и расширение помощи Киеву, но затем — сигналы о переходе к переговорному процессу. При таком гипотетическом сценарии, как минимум, телефонные переговоры между вернувшимся в президентское кресло Трампом и Кремлем на этапе прагматичного диалога могли бы состояться быстрее.
Что касается возможного развития прямого российско-украинского вооруженного конфликта, начнись он в период президентства Трампа. Не стопроцентный, но шанс, что, увидев, как накаляется обстановка, этот политик сумел бы в последний момент провести более эффективные переговоры и остановить ситуацию в шаге от вооруженной эскалации, возможно и был бы.
«СП»: При этом Боррель критикует тех, кто поддерживает переговоры сейчас. А если Президент США скажет, нужны переговоры, мы прекращаем поддержку Украины, европейцы все под козырек возьмут?
— Вряд ли даже наиболее склонная к компромиссам с Москвой и скептические настроенная в отношении стратегии команды Байдена по украинскому кризису американская администрация единовременно откажется от поддержки Киева. Скорее, в таком случае объемы военно-технической помощи Украине со стороны США просто сократятся. Но при таком сценарии действительно, скорее всего, сократятся и объемы военно-технической помощи украинской стороне от большинства стран ЕС. Возможно, более масштабную на общем фоне поддержку Киева в таком случае продолжит осуществлять Польша, а также не входящая в ЕС Великобритания.
«СП»: А есть ли обратное влияние? Как ситуация на фронте может повлиять на исход выборов в США?
— Вряд ли прямое влияние этой темы будет действительно значительным. Все же рядовые американцы могут уделить заметное внимание военному конфликту, прежде всего, в том случае, если в него непосредственно вовлечена армия США. Можно в связи с этим вспомнить исследования Gallup в 2004—2007 годах, согласно которым американские респонденты в этот период называли в качестве главной проблемы войну в Ираке. Но в случае с российско-украинским конфликтом вовлеченность внутренней американской аудитории в обсуждение темы явно будет куда меньшим.
С другой стороны, косвенное влияние «украинской» темы на ход президентской кампании в США все же возможно. Например, если в американских СМИ будет чаще обсуждаться «русская угроза» (скажем, в случае достаточно успешного для российских войск хода боевых действий) это может дополнительно усилить запрос избирателей на более жесткого и энергичного лидера, что будет скорее проблемой для Джозефа Байдена. Само продолжение кризиса вокруг Украины в случае отсутствия в дальнейшем крупных успехов ВСУ также будет дополнительными поводами для уколов в адрес нынешнего хозяина Белого дома со стороны оппонентов. Но стоит учитывать, что внутриполитических тем для взаимных пикировок у участников этой предвыборной гонки будет куда больше.