Готов ли премьер Словакии стать столь же решительным на поле ЕС, как Виктор Орбан
Переживший покушение премьер-министр Словакии Роберт Фицо может стать более деструктивной силой в Евросоюзе, чем его венгерский коллега Виктор Орбан, опасаются некоторые европейские чиновники. Об этом со ссылкой на европейские источники пишет Financial Times.
До попытки убийства Фицо был солидарен по некоторым вопросам с премьером Венгрии, однако до сих пор он не делал особенно скандальных заявлений и «определенно не принадлежал к лиге Орбана», считает один из источников издания.
Газета напоминает, что покушение — не первый переломный момент в биографии Фицо. В 2018-м он покинул пост главы правительства на фоне массовых протестов против убийства журналиста Яна Кучяка и его невесты, и эта вынужденная отставка, по мнению одного из западных дипломатов, повергла премьера в шок.
«Сейчас он делает умные и конъюнктурные расчеты в сочетании с жаждой мести тем, кто его сместил, в том числе длинному списку журналистов, прокуроров и активистов гражданского общества», — считает собеседник FT.
При этом другие источник выразили надежду, что Фицо все же не пойдет по стопам Орбана. Один из них напомнил, что после победы на последних выборах многие предрекали, что теперь Фицо станет вторым Орбаном, однако все еще есть разрыв между тем, что он говорит для внутренней аудитории, и тем, что он делает, «так что это не черно-белая история».
По его мнению, Фицо прекрасно понимает, что Словакия зависит от денег ЕС, поэтому не будет полностью нарушать правила ЕС и пытаться контролировать всё во всех областях.
Так ли это? Или действительно европейским чиновникам есть чего опасаться?
Многое, очевидно, зависит, о того, было ли покушение замыслом одиночки, или оно организовано западными спецслужбами, и Фицо это понимает.
— Одно другому никак не противоречит, — уверен доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Одиночку, давно замеченного в ненависти к Фицо, могли вести извне. При этом впрямую агентом СБУ, MI-6, ЦРУ или чешской BIS он мог и не быть. Его явно мотивировали, однако он, будучи представителем словацкой «демшизы», и сам был хорошо изначально замотивирован на подобное.
«СП»: Как понимать материал FT? Страшилки, распространяемые атлантистскими элитами через подконтрольные СМИ?
— Именно так и понимать. Фактически же это выглядит как оправдание покушения. В ряде западных СМИ сразу подчёркивалось, что, мол, Фицо — пророссийский. Чем сразу вызывали сочувствие к преступнику. Сейчас это больше похоже на сожаление, что покушение не удалось.
«СП»: Чего именно они боятся?
— Что Словакия под руководством Фицо начнёт сближение с Китаем, и будет откровеннее саботировать решения, направленные против России.
Будет вести себя ровно так же, как Венгрия. Пока Фицо тут был умереннее, чем Орбан, и особо резких шагов, идущих вразрез с политикой ЕС и НАТО, себе не позволял.
«СП»: Фицо, по мнению Брюсселя, недостаточно радикален? Есть куда радикализоваться? Насколько это склонная к радикальным решениям и ответам личность?
— Это человек вполне спокойный, к резким действиям не очень склонный. Конечно, ему есть, куда радикализироваться. Пока против ЕС он шёл только в двух вопросах — поставках оружия на Украину и отказе принимать беженцев с Ближнего Востока по квоте ЕС.
«СП»: Вариант, что Фицо, наоборот, решит, что здоровье дороже, и сбавит обороты, не рассматриваете?
— Если Фицо не сможет выполнять обязанности — он подаст в отставку. А на смену ему придёт нынешний министр обороны Роберт Калиняк, который как раз к ЕС и НАТО более критичен, чем Фицо. И он точно может пойти тем же курсом, что и Орбан — хотя из ЕС и НАТО и он выходить не будет.
«СП»: Как это отразится на его партии? Появятся ли в ней более радикальные настроения? А поддержка ее населением возрастет?
— Выборы в Европарламент скоро, и они на данный вопрос ответят. Скорее всего, поддержка «Направления — социал-демократии» вырастет, но не очень существенно.
«СП»: Или напротив, все будут теперь бояться?
— После покушения на Фицо в Чехии существенно выросли шансы на победу бывшего премьера Бабиша, тоже выступающего против вооружения Украины. В целом, подобные политики есть в большинстве стран ЕС.
Они прибавят голоса, но не настолько, чтобы прийти к власти. Поворотным моментом может стать как раз Чехия. Вот если там такие силы придут — это может иметь последствия. Словакия же слишком мала и бедна, чтобы её политический расклад можно было проецировать на весь Евросоюз.
— В глобалистских кругах ЕС опасаются появления новых политиков типа Орбана и формирования более широкой фронды Брюсселю, — продолжает тему советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Фицо в глазах еврочиновников был изначально «неблагонадежен» и находился под подозрением.
«СП»: В чем может заключаться «месть»?
— Они боятся, что Фицо попытается провести реформы по типу Венгрии, поставит под свой контроль суды и часть так называемых независимых СМИ — то, что сделал Орбан в своей стране.
«СП»: Что значит стать подобным Орбану?
— Фицо более умеренный, чем Орбан. Он более компромиссный политик, не столь оппозиционный Брюсселю и с не столь яркой правоконсервативной риторикой. Во многом это вопрос и личной харизмы, так что вторым Орбаном Фицо при всем желании вряд ли станет.
«СП»: А как поведет себя Фицо, по-вашему? Еще более радикализуется или, напротив, откажется от борьбы?
— Здесь многое зависит от личных качеств — насколько Фицо боец и готов идти до конца. Орбан бы наверняка пошел по пути радикализации, но Фицо, как представляется, подобными бойцовскими качествами все же не обладает.
«СП»: Насколько покушение повлияет на общественное мнение в Словакии? Партия Фицо получит больше сочувствующих?
— Да, рейтинги Фицо и его партии уже подросли. Но это вполне естественная и, скорее всего, временная реакция, которая вряд ли принципиально изменит расклад внутри Словакии. Страна небогатая, провинциальная и зависимая от подачек из ЕС, поэтому сильная «пятая колонна» Брюсселя там никуда не денется. Собственно, никуда она не делась и в Венгрии, которая сталкивается с теми же проблемами.
«СП»: Какие еще последствия для европейских политиков может иметь это покушение? Кто может испугаться, а кто напротив — поймет, что по-хорошему с Брюсселем не получится?
— Следует понимать, что вопрос выхода из ЕС не стоит даже для Орбана. Да, он оппозиционен Брюсселю и критикует его, но он же говорит, что вне ЕС Венгрии будет хуже. Евроинтеграция зашла достаточно далеко, чтобы сделать разрыв отношений с ЕС болезненным для любого его участника. А страны типа Венгрии и Словакии и вовсе очень крепко сидят на европейском финансовом крючке. Так что никакого всплеска протестных настроений против ЕС я бы не ждал.