Брюссель ради Киева готов отвесить оплеуху Турции, Грузии и Молдавии

Предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС может запустить процесс развала Евросоюза

Брюссель ради Киева готов отвесить оплеуху Турции, Грузии и Молдавии

Еврокомиссия будет рекомендовать предоставление Украине официального статуса кандидата на вступление в Евросоюз, пишет газета Politico со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждений, состоявшихся среди комиссаров 13 июня.

Окончательно определиться Еврокомиссия должна 17 июня и, как пишет издание, по крайней мере три страны пока против. Кроме Украины, должен решаться также вопрос по Молдавии и Грузии, которые также подали заявки на получение статуса кандидата. Но если Кишинев, «где в настоящее время действует решительно проевропейское правительство» комиссары в целом поддерживают, то в Грузии, «которая пострадала от повсеместных политических потрясений и заметного демократического отката в последние годы», они менее уверены, отмечается в статье.

Это уже вызвало недовольство в Тбилиси. Как считает грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили, его страна заслужила членство своей 30-летней «борьбой за демократию» и реформами, проведенными правительством за последние девять лет, передает Agenda. Он также уверен, что Грузия «вдесятеро опережает Украину и Молдову по всем направлениям», и «требует заслуженного статуса».

Реакция Тбилиси явно не понравилась Киеву, и советник главы офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк тут же осудил грузинское правительство за его позицию, в том числе за отказ присоединиться к антироссийским санкциям. В своей соцсети он поинтересовался у Гарибашвили, неужели для Грузии так важен «номер в очереди на кандидатство».

Неоднозначность ситуации со статусом Украины становится все более очевидной. Обозреватель агентства Bloomberg Андреас Клут полагает, что предоставление членства Украине сейчас может создать «так много новых проблем для ЕС, что блок, который никогда не был образцом эффективного управления, может распасться или даже развалиться». Впрочем, это же, по его мнению относится и к принятию Молдавии и Грузии, «и даже Албании, Северной Македонии и других балканских стран, уже стоящих в очереди». Обозреватель полагает, что не стоит торопиться с их членством, так как их экономики, судебная система и другие институты к этому не готовы.

Подобные сомнения существуют и в Германии. Газета Tagesspiegel также обращает внимание, что некоторые европейские государства давно ждут приема в ЕС, при этом симпатии к Украине не предусмотрены в качестве критерия на получение статуса кандидата. «Война — это скорее повод для осторожности», — считает автор статьи.

По его мнению, надо побуждать претендентов к конструктивному соревнованию и смотреть, «кто из них быстрее продвинется к вступлению», а не пропускать Украину вперед.

В Еврокомиссии, видимо, все-таки осознают возможные проблемы, поэтому поспешили опровергнуть появившуюся в прессе информацию. Как заявил официальный представитель ЕК Эрик Мамер, пока в ЕК никаких решений не принято.

«Прошли общие дебаты, которые позволили членам коллеги ЕК обменяться своим видением по этому вопросу, чтобы подготовить решение, намеченное на эту пятницу», — сообщил он.

Впрочем, официальные власти ряда стран не скрывают, что желания видеть Украину в своих рядах у них нет. Так, министр-делегат при МИД Франции по европейским делам Клеман Бон завил, что перед вступлением в Евросоюз на Украине должны прекратиться боевые действия, а затем уже можно будет обсуждать ее членство «на хороших условиях как для Украины, так и для ЕС».

«Но Украине нужно дать позитивный сигнал как можно скорее, а затем начать этот долгий процесс», — заявил он.

Премьер-министр Португалии Антониу Кошта считает, что дебаты о статусе Украины лишь посеют раздор среди членов Евросоюза. Сомнения есть и у властей Дании, Ниидерландов и других стран.

Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко считает, что сейчас в ЕС достаточно напряженная ситуация, которая сложилась в силу разных точек зрения на внешнюю политику Евросоюза.

— Эта ситуация разобщает его членов. Евросоюз — это экономическая группировка. Такие ведущие страны как Германия, Франция, Италия генерируют его экономическое основание. Под руководством нынешней Еврокомиссии эта группировка превратилась в политический рупор агрессивной и однобокой политики.

Разобщение в Евросоюзе происходит по нескольким направлениям. Во-первых, эта фрагментация стран: с одной стороны — ведущие, я назвал их выше; с другой — страны небольшие (Прибалтика, Польша), но которые претендуют на то, чтобы определять стратегию ЕС, и это идет не на пользу. Отдельный вектор — деятельность Еврокомиссии.

Она живет какой-то своей особой жизнью, не очень оглядываясь на экономические проблемы ЕС, на взаимоотношения межу странами, а находясь в каком-то угаре принятия решений о противостоянии России. Бросается в глаза, что эти намерения ЕК практически совпадают со стратегическими установками, которые генерируют в США. В Европе достаточно распространено мнение, что и Урсула фон дер Ляйен, и Жозеп Боррель занимают проамериканскую позицию, а некоторые их даже называют проамериканским лобби в ЕС.

Читать также:  Апокалипсис-2022: Ядерное оружие начнет расползаться по миру

Эти векторы, или линии разделения, действительно существуют. Сейчас ЕК дает понять, что собирается рекомендовать (решение принимает не она) предоставить Украине статус кандидата. Даже при рассмотрении вопроса она идет вопреки здравому смыслу, потому что ни экономических, ни политических оснований для этого нет, но эта идея очень увлекает нынешнюю американскую администрацию. Они всячески хотели бы, чтобы ЕС такой статус Украине предоставил.

Подобное ими уже было опробовано — так было предоставлено членство странам Прибалтики, Польше, которые фактически стали проводниками американской политики в ЕС и которые его в общем-то раскалывают.

«СП»: — Экономическая ситуация в ЕС сейчас сложная. Зачем обременять себя еще и страной, где серьезные проблемы в экономике?

— Экономически это также непосильное бремя для ЕС. Население Украины больше 40 млн, это даже больше, чем Польша, которая является основным потребителем общих финансов ЕС. Если к ней добавится Украина, то Евросоюз просто не выдержит. Будь я на месте Олафа Шольца или Макрона, или Драги, я бы сказал, что «мы лучше из этой организации выйдем и не будем безропотно давать свои деньги на содержание, например, Польши, Украины».

«СП»: — Далеко не все в Европе приветствуют перспективу увидеть Украину в рядах ЕС, да еще вне очереди. Что больше всего вызывает недовольство?

— В международном плане это вызывает недоумение, мягко говоря. Если посмотреть ретроспективу, то Урсула фон дер Ляйен сама предложила Зеленскому, чтобы он подал заявку, но она не предложила этого Грузии и Молдове. Те же просто встрепенулись и вслед за этим подали свои заявки. Если сейчас их проигнорируют, это вызовет у них глубокую обиду.

Это не главная проблема, с которой встретится ЕС, если ЕК будет рекомендовать предоставить статус членства Украине. Главной окажется Турция, ожидающая предоставления статуса кандидата в члены больше 10 лет. Конечно, для нее это будет оскорблением, потому что по экономическому развитию, по политическому статусу в мире и по остальным значимым для ЕС позициям Турция значительно выше, сильнее и умнее нынешнего украинского руководства.

Турция безропотно этого не пропустит. Достаточно посмотреть, как она жестко, неожиданно для западного сообщества среагировала на намерение Финляндии и Швеции вступить в НАТО. Даже Столтенберг должен был это признать. Странно, что ни фон дер Ляйен, ни Боррель этого не учитывают, они в каком-то состоянии, которое я бы охарактеризовал угаром. Если такую рекомендацию ЕК вынесет, то это будет движение в сторону распада Евросоюза, обострения отношений Украины с Турцией и другими странами: странами постсоветского пространства, западно-балканскими и с ведущими странами ЕС.

Разделяю мнение Bloomberg, что это порочный и фатальный путь, которым движется ЕК. Не помню, есть ли в ЕС механизм прекращения полномочий ЕК, но на месте Германии, Франции, Италии я бы дал бы указание юристам поискать такую возможность для нынешнего состава ЕК, потому что она действует разрушающею Мало того, что она некомпетентна, но еще и совершенно не следит за текущими запросами ЕС. Она действует из своих собственных, а точнее американских запросов.

«СП»: — Если Украину все-таки рекомендуют, какие шаги «обиженные» страны могут предпринять?

— Зависит от лидера. Скажем, Эрдоган, он сильный лидер, может принять какие-то шаги по, например, повышению пошлин в торговле с ЕС. Думаю, его реакция будет возмущенной. Западно-балканские страны — они небольшие, да и лидеры там вряд ли способны выразить недовольство. Что касается Грузии и Молдовы, то, конечно, для них это будет политическая оплеуха, и у них тогда возникнут, конечно, вопросы. На их месте я бы поставил вопрос о каких-то компенсациях.

Дело в том, что это не просто заявка. Украина, Грузия, Молдова, Армения — это страны, которые были приглашены Евросоюзом в так называемое Восточное партнерство, запущенное в 2009 году и предполагавшее ассоциацию как первый шаг к членству. Этими странами была проведена гармонизация права и многое другое, чтобы выполнить требования ЕС. Если сейчас их оставят на обочине, конечно, это оплеуха, и можно реально ставить вопрос об аннулировании программы «Восточное партнерство».