Частые визиты в Кремль — еще не признак «крутизны» губернатора

Будут ли участники СВО формировать новую элиту России или система их «отрихтует»?

Частые визиты в Кремль — еще не признак «крутизны» губернатора

Самыми влиятельными покровителями в российских элитах являются группы Ковальчуков, Ротенбергов, Тимченко, Чемезова, Бортникова, некоторых силовиков. Об этом утверждается в очередном докладе «Индекс плотности федеральных контактов губернаторов», опубликованном руководителем коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгением Минченко.

В комментариях к докладу отмечается, что губернаторы, связанные с упомянутыми группами, чаще всего контактировали с высокопоставленными федеральными чиновниками. Подсчеты начались со времени начала работы обновленного состава российского правительства — 16 мая 2024 года.

Согласно исследованию, чаще всего контакты на федеральном уровне отмечены у главы Самарской области Вячеслава Федорищева, губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, а также руководителя Чечни Рамзана Кадырова — они составили первую тройку.

На четвертой строчке расположились подмосковный губернатор Андрей Воробьев и руководитель ДНР Денис Пушилин. Замкнул пятерку лидеров глава Республики Тува Владислав Ховалыг.

При этом авторы доклада называют несколько политических факторов как возможные причины высоких позиций губернаторов: предвыборные циклы, завершившиеся в сентябре региональные выборы 2024 года и постепенное приближение ЕДГ-2025; остроту политической и социально-экономической ситуации в регионе; вес и значимость региона для страны; лоббистский потенциал ВДЛ и группы, к которой он принадлежит; активность и инициативность самого губернатора.

Лидерство Федорищева объясняется «высоким уровнем патронажа», принадлежностью к элитной коалиции, формирующейся вокруг секретаря Госсовета РФ Алексея Дюмина и главы Росгвардии Виктора Золотова.

Особое значение авторы исследования придают Госсовету. «Участие в работе конституционного органа повышает вовлеченность глав регионов в коммуникацию с федеральной элитой, расширяя лоббистские возможности губернаторов», — считают они.

По их мнению, Госсовет как обновленный институт координации и стратегического планирования становится значимым подспорьем для наращивания коммуникации с федеральным центром".

Впрочем, частота встреч с федеральными чиновниками не означает уровня влияния главы региона, уверен научный руководитель Института региональной политики Дмитрий Журавлев.

— Конечно, если с губернатором из руководства никто не разговаривает в Москве, у него влияния нет никакого.

В то же время для решения многих вопросов некоторым местным руководителям вовсе не обязательно отправляться в столицу — для этого есть телефон, по которому они могут договориться, с кем необходимо.

«СП»: Значит, по степени встреч в Москве трудно дать оценку влиятельности губернатора?

— Приблизительно можно сформулировать так: если нет влияния — с главой региона никто в Москве не разговаривает, среднее влияние — если зовут в Москве, высокая степень влияния — если он кого-то зовет.

«СП»: Среди элитных групп не наблюдается сформированной из участников СВО. Хотя вроде бы установка на формирование элиты из этих людей была ранее озвучена.

— Элиту невозможно сформировать по команду сверху. Это такая, известная еще с советских времен, комсомольская идея: сейчас мы выдвинем, поставим, назначим людей, и они станут элитой. Это хороший пропагандистский ход, но это так не работает.

Можно дать место в руководящем аппарате, дать что-то в собственность, но если на высоком посту с человека будет мало толку, то он никуда не продвинется и степень его влияния останется низкой. Здесь понятна причина такого шага — люди, участвовавшие в боевых действиях, многое повидали и ничего боятся. То есть, в каком-то смысле «отмороженные». Но система принимает их лишь в том случае, если они свою «отмороженность» не будут демонстрировать. Потому что система должна стабильно функционировать, это необходимое условие для допуска новых людей.

Читать также:  Кого украинские олигархи будут двигать на замену Зеленскому

Политолог Евгений Минченко пояснил «СП», что поставленная российским президентом задача предусматривает предоставление им возможностей для прохождения кадровых лифтов с целью дальнейшего кадрового роста.

Политолог Анатолий Гагарин замечает, что для появления элитной группы из участников СВО прошло еще не так много времени.

— Кроме того, должна быть завершена спецоперация. Тогда можно будет говорить, что на ее волне формируется группа, получающая политические и прочие дивиденды. Это возможно после подведения итогов, которые еще не подведены.

Некоторые потенциальные участники этой группы сейчас работают на линии боевого соприкосновения. Кто-то вернулся и уже интегрирован во власть, хотя такая интеграция идет не массово, а точечно и персонально. В силу того, что СВО не завершена. Но примеры уже есть — полпред президента на Урале Артем Жога.

«СП»: Как он работает?

— Очень активно. Он очень мобилен. Он, среди прочего, занимается консолидацией различных групп из участников СВО, их семей, тех, добровольцев, волонтеров и так далее. Жога также курирует ОПК, очень часто бывает в Нижнем Тагиле, где расположен, как мы знаем, ведущий танковый завод.

«СП»: Жога пока самый яркий, но, наверное, пока еще не типичный пример.

— Помимо этого, уже формируются списки для участия в будущих выборах в Госдуму. Сейчас, кстати, обсуждается версия, что эти выборы пройдут на год раньше. Сложно сказать, произойдет ли это, но списки готовятся, не только Госдуму, но и в региональные представительные органы. В некоторые из них ветераны СВО уже выбраны.

Идет постепенное формирование пула, который будет составлять эту новую элиту. В общем, президент задачу поставил, тенденцию мы видим и в ближайшее время мы сможем наблюдать ветеранов СВО в списках нашей ведущей партии, вне зависимости от того, хочет она этого, или нет. Думаю, что уже хочет. Так что, ситуация движется именно в этом направлении.

«СП»: В свое время часть общества ожидала, что участники войн в Афганистане и Чечне войдут в элиту страны и смогут изменить ее. Но этого не случилось.

— На них ставку как раз не делали. Была известная фраза «Мы вас туда не посылали». Она была ключевой и выражала отношение к этим людям. «Афганцы» оказались не у дел, поскольку структура, которая их отправляла на войну, разрушалась, а новая структура формировалась, конечно, с их участием.

Но мы помним, какую роль в ней подчас играли участники афганского конфликта, не самую лучшую. Но сами ребята пытались найти себе какое-то место. Однако их вынудили заниматься вовсе не тем, к чему они стремились.

Что касается «чеченцев», они попали в ситуацию изменения политической системы, нестабильности, поэтому их заслуги и потенциал не были оценены. Хотя, как известно, есть политики и депутаты различных уровней, принимавшие участие в чеченских кампаниях. Но это отдельные случаи.

В нашей истории, как известно, был пример с фронтовиками Великой Отечественной войны, которые заняли в послевоенный период все ведущие политические позиции в стране.