Батька не вечен, но он гарантирует, что все его преемники будут любить Россию больше чем себя

Будущие президенты Белоруссии наверняка тоже не отойдут от России, — уверен нынешний белорусский лидер Александр Лукашенко.
«Я не знаю уже, какие будут президенты в Беларуси, но все больше склоняюсь к тому, что такие будут, как Лукашенко. Они от России не отойдут», — заявил он в ходе встречи с государственным секретарем Союзного государства Сергеем Глазьевым.
По его словам, не стоит надеяться на то, что к власти в Белоруссии придут представители находящейся за рубежом белорусского оппозиции.
Это он так успокаивает Москву? При этом постоянно говорит о намерении в скором времени оставить пост. В любом случае Лукашенко не вечен. А кто даст гарантию, что антироссийская оппозиция не попытается отыграться после его ухода?
Тем более, Лукашенко у власти почти весь период существования белорусского государства. Способно ли оно существовать без него?
— Опыт государств Центральной Азии и Казахстана, где у власти долгое время также находились бессменные лидеры, показывает, что смена лидера без дестабилизации государственности вполне возможна, хотя такая смена, конечно, становится напряжённым моментом, — говорит советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: До Лукашенко, кстати в стране к власти едва не пришли националистические антироссийские силы. Имеют они исторический шанс на реванш?
— Попытки реванша наверняка будут. Белоруссия — пограничное государство между Россией и Европой, и ее будут пытаться выбить из альянса с Россией и переориентировать на Запад. Другой вопрос, что сейчас это сделать сложнее, чем в 2020 году, ведь в республике размещено российское ядерное оружие и обслуживающие его контингенты российских военных.
«СП»: А Лукашенко заинтересован, по-вашему, в сохранении своего курса? Может, все-таки не тянуть с Союзным государством в полноценном формате?
— Переговоры об углублении интеграции зашли в тупик ещё в начале 2000-х. С точки зрения белорусского правящего класса более тесная интеграция может означать потерю Белоруссией суверенитета. С точки зрения России не очень понятно, как можно строить союз на равных, учитывая разницу в масштабах РФ и РБ. Поэтому решили оставить «как есть».
«СП»: Насколько, по-вашему, мы к нему близки или наоборот? Можно ли говорить о том, что за эти 25 лет мы сделали шаги, которые уже нельзя будет отыграть назад? Чего не хватает?
— Безусловно, отношения России и Белоруссии — это отношения ближайших союзников. На постсоветском пространстве ни у кого нет такого уровня отношений. У нас открытая граница, глубокая степень экономического взаимопроникновения, тесное военное сотрудничество.
В то же время, институциональная база Союзного государства весьма слаба, многое держится на личных договорённостях президентов, а личные договоренности, как мы понимаем, завязаны на конкретных личностей.
«СП»: Лукашенко уже продумал, кому передаст власть, как считаете? Как, по-вашему, может выглядеть транзит власти в Белоруссии?
— В Белоруссии создан новый конституционный орган — Всебелорусское народное собрание (ВНС), которому передали часть президентских полномочий. Его иногда называют «коллективным Лукашенко», т.е. таким органом коллегиального управления, который теоретически может прийти на смену сильному президенту. Однако сегодня управление ВНС остаётся замкнутым на Лукашенко, т.е. он продолжает удерживать весь контур власти. Поэтому пока говорить о каких-то параметрах транзита и фигуре преемника преждевременно.
— Лукашенко, вероятно, имеет в виду сценарий, при котором произойдёт плавный переход власти и сохранение политического курса в Белоруссии, — считает кандидат исторических наук Сергей Прокопенко.
— Однако даже в этом случае нельзя с уверенностью говорить о дальнейшем развитии проекта союзного государства или углублении сотрудничества с Россией. Любые межгосударственные отношения зависят от действий и намерений обеих сторон, а также от внешних факторов.
Поэтому такие прогнозы в условиях текущей политической нестабильности должны рассматриваться скорее как политическая декларация, адресованная как внутренней элите, так и международным партнёрам.
«СП»: Лукашенко у власти большую часть истории независимой Белоруссии. Может ли она вообще как полноценное государство существовать без него?
— Почему бы и нет? Александр Лукашенко задал стране ясный вектор развития. Он наладил особые отношения с Россией, сохранив при этом суверенитет Белоруссии. Экономическое, политическое и культурное сотрудничество с соседом не ослабило национальную идентичность и суверенитет.
Важно отметить, что массовый исход белорусских специалистов в Россию не наблюдается. Молодежь предпочитает учиться в белорусских вузах, иногда выбирая крупные столичные университеты России. Это свидетельствует о высоком уровне национального самосознания граждан Белоруссии. Очевидно, что система, выстроенная Лукашенко, устраивает и руководство нашей страны.
Возможно, основные принципы такого взаимодействия планировалось распространить на отношения России и Украины. Однако украинские элиты сделали выбор не в пользу национальных интересов своего государства. События на Украине подтвердили правильность стратегии Лукашенко и стали предостережением всем, кто нацелен на путь конфронтации с Россией.
«СП»: Где гарантия, что после Лукашенко не придет какой «белый-червоно-белый» неадекват? Или таковому просто неоткуда взяться — всех зачистили?
— В Белоруссии, как и в других постсоветских странах, есть часть населения, считающая разрыв с Россией необходимым шагом для построения суверенного государства. Таких людей немного, и они не так заметны, как в других странах СНГ, но они есть. При определённых условиях это радикальное меньшинство может захватить власть и навязать свою волю большинству, как это произошло на Украине.
Российскому руководству следует помнить об этом и внимательно следить за изменениями во внутренней и внешней политике Белоруссии. Важно, чтобы Россия действовала не с позиции доминирования и силы, а с уважением и на основе равноправия. Это может стать гарантом позитивных отношений между двумя странами.
«СП»: Может ли Белоруссия когда-либо повторить путь Украины?
— Исход событий на Украине, а также внутренняя политика властей Беларуси и курс России оказывают значительное влияние на региональную и мировую обстановку. В случае успеха в украинском конфликте Россия укрепит свои позиции на международной арене и сможет приступить к устойчивому экономическому развитию.
Это, в свою очередь, создаст благоприятные условия для экономического роста в Беларуси, что повысит стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в стране. На мой взгляд, белорусы, в отличие от украинцев, характеризуются спокойствием и рассудительным подходом к жизни.
Если в Беларуси будут созданы условия экономического процветания, мобилизовать народ на поддержку радикальных политических идей станет значительно сложнее. Однако, если Россия не достигнет успеха на Украине, это может вызвать дестабилизацию в регионе, привести к новым конфликтам на границах России и внутри страны. Эта нестабильность неизбежно затронет и Беларусь.

















