Новая администрация США будет стремиться разорвать российское партнерство с Китаем
Не исключено, что после вступления на пост президента Дональд Трамп может снять или смягчить часть антироссийских санкций, принятых США, если будет достигнут прогресс в деле урегулирования украинского конфликта, сообщил неназванный представитель переходной команды старого-нового хозяина Белого дома.
По словам представителя команды Трампа, будущая администрация собирается использовать в отношении Москвы при урегулировании конфликта «смесь кнутов и пряников». Впрочем, это не будет однобокий подход исключительно по отношению к РФ, аналогичные «кнуты и пряники будут применяться и к Украине», заверил источник. Кроме того, он рассказал, что Трамп будет стараться напрямую контактировать с Путиным и Зеленским, «минуя Госдепартамент» Соединенных Штатов.
Инаугурация Дональда Трампа должна состояться 20 января 2025 года. При этом сразу после сообщений о его победе на выборах издание Financial Times утверждало, что в деловом мире «все разговоры утром 6 ноября только о том, как торговать с Россией и будут ли сняты санкции».
Впрочем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя публикацию Financial Times, заявил, что в Кремле не ожидают изменения санкционной политики США.
Политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен, что информация о возможности снятия санкций вполне соответствует реальности.
— Безусловно, Трамп готов включить вопрос санкций в переговорный процесс в качестве предмета торга. Трамп, безусловно, не Дед Мороз — он довольно жесткий предприниматель и не менее жесткий переговорщик. Будущий президент будет готов снизить санкционное давление, но потребует за это вполне определенные уступки с нашей стороны.
«СП»: В какой плоскости от нас могут потребовать уступки? Трамп будет руководствоваться выполнением предвыборного обещания закончить конфликт на Украине?
— У него задача если не оторвать, то в максимальной степени отодвинуть Россию от Китая. И предлагаемый им размен со снятием санкций может быть связан не только, а возможно, не столько с Украиной, сколько с российско-китайскими отношениями.
«СП»: То есть, нашим политикам и дипломатам предстоит решать крайне непростую задачу в ходе будущего переговорного процесса?
— Мы видели, как нелегко было Байдену и его команде противостоять Трампу. И он ничуть не изменится, когда будет соперничать с нами.
«СП»: Что для Трампа будет важнее — выполнить политическую задачу и прекратить украинский конфликт, отдалить Россию от Китая, или получить экономические выгоды от возможного восстановления в какой-то части экономических отношений между Россией и США?
— В начале ХХ века американцы вывели такую поговорку: «Дела до одного миллиона долларов — это экономика, бизнес, дела более миллиона долларов — уже политика». Конечно, с тех пор доллар очень сильно подешевел, но в данном случае речь идет о сотнях миллиардов долларов. И здесь уже довольно сложно разграничить экономику и политику.
Здесь политика ради экономики и в то же время экономические меры ради реализации политических целей. Это все неразрывно.
Экономические и политические задачи американцы решают в комплексе. Ведь экономические санкции против нас накладывались не по каким-то экономическим причинам, а чисто по политическим. И вводились с целью добиться от нас вполне конкретных политических и военно-политических действий.
— Конечно Трамп готов снять санкции, — не сомневается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Другой вопрос, что он понимает под урегулированием конфликта. Если под этим понимается выполнение всех хотелок Киева, то санкции, как вы понимаете, не будут сняты никогда. Всегда очень важно расшифровать заявления Трампа.
В свое время он уже говорил, что знает формулу прекращения боевых действий на Украине. И когда все обрадовались его миротворчеству, он добавил, что надо обрушить цены на нефть, после чего у русских закончатся деньги и конфликт прекратится. Но это ведь означает только то, что США окончательно встают на сторону Украины. Так и здесь — не получится ли, что его условия снятия санкций невыполнимы в принципе. Поэтому надо дождаться, когда он огласит условия.
«СП»: Дадут ли ему снять санкции?
— Скорее всего дадут, хотя это будет непросто. Формально помешать ему никто не может, поскольку у его партии большинство в обеих палатах парламента. На него может оказываться частное давление со стороны лиц, вкладывающих в него деньги. Одна из серьезных групп, поддерживающих его — военная верхушка. Хотя он и сбирается уволить некоторое количество генералов, но остальные, скорее, поддерживают его, чем наоборот.
Однако встает вопрос: насколько готовы к миру военные? Они готовы к миру или перемирию? Они дадут ему что-то сделать, но что именно? Ответ неоднозначен. Остановить его может только ВПК, одним из представителей которого является Илон Маск. Но захочет ли ВПК снимать санкции? Ведь они нужны американцам, как известно, еще и для того, чтобы придушить Европу, вне зависимости от того, что будет твориться на Украине.
Сам Трамп, как известно, выступает за перенос производств из энергетически убыточной Европы в США, где энергия стоит дешевле. Но это осуществимо пока действуют санкции, если их снимут — наши энергоресурсы зальют Европу и все трамповские расчеты пойдут под откос.
«СП»: Если Вашингтон станет двигаться в сторону снятия санкций, другие страны поступят аналогично?
— Трудный вопрос. Недаром немецкий канцлер звонил Путину, а не кто-то другой, поскольку санкции в большей степени бьют по Европе, которая должна желать их отмены. И на уровне национальных правительств такие разговоры периодически ведутся. Но вот общеевропейские институты в Брюсселе жестко стоят на поддержке Украины любой ценой.
«СП»: Какие американские санкции наиболее болезненны для нас?
— Нам нужна прежде всего нормальная торговля. Сегодня для нас чувствительны санкции на поставки энергоносителей, потолок цен на нефть. Хотя мы до этого потолка даже не допрыгиваем, он нам не мешает, но сам факт его существования создает трудности. Негативно влияет запрет на страхование российских судов.