Республиканцы и демократы объединили усилия, чтобы сделать США предметом ненависти многих стран
США — самая безопасная великая держава в мире. Тем не менее, вашингтонские политики сделали окружающий мир неоправданно опасным для Америки. Они создали врагов по всему Земному шару.
В числе угроз часто называют Россию, Китай, Иран и Северную Корею, которые все активнее сотрудничают между собой и стремятся ударить по интересам и военным силам США. Десятки других стран видят в Вашингтоне агрессора и сопротивляются его диктату. Террористы делают активные попытки захвата и уничтожения американцев. В результате граждане США подвергаются глобальной угрозе.
Бывший президент Дональд Трамп признал наличие такой проблемы, когда недавно пожаловался, что демократы «позволили Китаю и России сделать невозможное: объединиться. Они естественные враги. Они всегда были ими, потому что Китаю нужно больше земли, а у России она есть».
Он возложил вину на Обаму — «все началось с него, а потом Байден, потому что он не знал, какого черта творит — и теперь они стали единой силой».
Трамп прав насчет Барака Обамы и Джо Байдена. Тем не менее, он и сам виноват — и, может быть, побольше них. Как и Джордж Буш, худший президент за последние полвека, ответственный за сотни тысяч смертей мирных жителей в Ираке и других местах. Однако начал настраивать Москву на враждебный лад Билл Клинтон, и именно он побудил ее к союзу с Пекином против Америки. Трамп, по крайней мере, чему-то научился, учитывая его возникшую обеспокоенность по поводу объединения КНР и РФ в «единую силу».
Если бы не было тяги Вашингтона к «управлению миром», как выразился Байден, многие страны и политики оставили бы Америку в покое. Это не значит, что события во внешней политике не влияют на внутреннюю жизнь.
Однако сверхдержава, которая занимает доминирующее положение в своем полушарии, защищена двумя огромными океанами, имеет только двух слабых сухопутных соседей и обладает крупнейшей в мире экономикой, защищена от практически всех опасностей, кроме самых серьезных.
В данном случае это межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. А лучшее средство против них — избегать ненужных конфликтов, особенно с теми странами, которые имеют в арсенале МБР и ядерное оружие.
Разумеется, члены «партии войны» раз за разом настаивают на том, что, как написал Джейк Уоллис Симонс в Daily Telegraph, «если вы избегаете конфликта, вы в нем окажетесь на условиях врага».
Этот аргумент не учитывает то, как десятилетия неуклюжего, контрпродуктивного и губительного вмешательства США настроили целые страны и народы против Америки и ее союзников. Например, Симонс как будто расстроен, что Вашингтон не атаковал Тегеран еще много лет назад — но Иран является хорошим примером промахов США и их союзников.
Хотя западные официальные лица утверждают, что поддерживают демократию, в 1953 году Вашингтон присоединился к Лондону и поддержал переворот в Иране, который привел к установлению репрессивной автократии шаха.
Это, в свою очередь, привело к революции, в результате которой к власти пришли радикальные исламисты.
Спустя несколько десятилетий, на протяжении которых Америка угрожала Ирану военными действиями, санкциями и поддержкой его врагов, режим Тегерана по-прежнему остается враждебным.
Северная Корея не обратила бы никакого внимания на Америку, если бы та не продолжала защищать на Корейском полуострове Юг и угрожать Северу. Действительно, всего несколько лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика была заинтересована в улучшении отношений с США, чтобы уравновесить своих «друзей»-гигантов — КНР
Китай был так обеспокоен этим, что Си Цзиньпин поспешил встретиться с Ким Чен Ыном, впервые после того, как Ким и Трамп объявили о своем саммите. Если бы Вашингтон не грозил войной КНДР, у той не было бы причин разрабатывать МБР, которые могут наносить удары по американским городам. Пхеньян хочет иметь средство устрашения, потому что он сталкивается с реальными угрозами.
С терроризмом похожая ситуация. Несмотря на ту чушь, которую несла администрация Буша, когда начала эпоху бесконечных войн, США становятся мишенью не потому, что американцы такие свободные, великодушные, либеральные и в принципе прекрасные.
А потому что правительство США активно и насильственно вмешивается в дела стран по всему миру: одни режимы свергает, другие финансово поддерживает, вынуждает мирных жителей голодать в наказание за грехи их правительств (ведь «мы считаем, оно того стоит!»), посылает беспилотники, бомбардирует, вторгается и захватывает страны, которые «плохо себя вели», обращается с социальной инженерией других стран как со своей собственностью.
Защищайте такую политику, если хотите, — объясняя, как убийство сирийцев, афганцев, иракцев, пакистанцев, йеменцев, россиян и многих других делает США безопаснее, — но при этом учитывайте цену. Разрушительный ответный удар неизбежен.
Но эти вышеупомянутые противники — мелочь по сравнению с Москвой и Пекином. Россия — великая держава с ядерным вооружением, сопоставимым с американским. Китай — зарождающаяся сверхдержава, способная конкурировать в экономической, технологической, дипломатической и военной сферах.
Хотя правительства этих двух стран, на самом деле, не являются «единой силой», учитывая их несовпадающие интересы и обширные экономические связи КНР с Западом, они сотрудничают, чтобы помешать глобальным притязаниям Вашингтона.
И они дополняют друг друга, создавая нечто большее, чем сумма слагаемых.
Китайско-российское соглашение во многом является творением политики США и их союзников. Царская Россия, как и европейские державы, Япония и Америка, была готова воспользоваться слабостью Китая во время так называемого «Столетия унижения».
Отношения между Советским Союзом и КНР ухудшились в 1950-х и 1960-х годах: в конце концов Москва начала рассматривать нанесение ядерных ударов по Китаю. Поездка президента Ричарда Никсона в КНР в 1972 году в значительной степени использовала советско-китайский разрыв. Российско-китайские отношения начали улучшаться по мере того, как холодная война пошла на спад, но Россия и Китай все еще не были естественными союзниками.
Хотя они официально урегулировали свои пограничные споры, в Китае все еще говорят о пересмотре договоров 19 века, которые вынуждали Пекин сделать некоторые территориальные уступки императорской России. Более того, огромная разница в численности населения России и Китая в Сибири и на Дальнем Востоке подогревает опасения Москвы перед поглощением территории.
В Центральной Азии Москва проигрывает Пекину в борьбе за влияние и ресурсы. Си Цзиньпин пользуется выгодным положением Китая в отношениях с соседом, который обложен санкциями. В результате Москва начинает выглядеть как «младший брат» в этом союзе. Однако недавние тесные отношения России с Пхеньяном, с неопределенным пока что обещанием помощи, обеспокоили Китай.
Короче говоря, хотя Путин и Си встречались более 40 раз и многое вложили в отношения, партнерство двух правительств «без границ» выглядит не так просто. Пекин, в частности, недоволен тем, что партнер привнес в отношения военный конфликт. Тем не менее, враждебная политика Вашингтона по отношению к обоим государствам не оставляет им достойной альтернативы.
До тех пор, пока Америка будет пытаться навязать им свою волю и стремиться подорвать китайскую экономику и победить российскую армию, Пекин и Москва, скорее всего, продолжат свое партнерство.
Вашингтону следует сменить курс. Ему нужно умерить амбиции, поскольку улучшить отношения с сегодняшними противниками будет не так просто: боевые действия учащаются, недовольство Америкой укоренилось, повсюду недоверие, а угрозы чреваты последствиями.
Тем не менее, США следует начать отстраняться в плане политики и отступать в военном отношении. Например, какие бы раньше не приводились оправдания в пользу беспорядочного вмешательства на Ближнем Востоке, сегодня этих оправданий нет. Нефтяной рынок более разнообразен, США являются крупным производителем энергии, а Израиль — региональной сверхдержавой. Попытка исправить проблемы в регионе — это бесполезная затея, недостижимая и, даже если удастся ее достичь, не имеющая большой ценности.
Что касается Северо-Восточной Азии, пусть Республика Корея защищает себя сама. Учитывая долгую зависимость Сеула от американских военных, Вашингтон должен осознанно отстраниться, чтобы Юг взял на себя ответственность за свою оборону.
Прекращение гарантий безопасности Вашингтона может подтолкнуть РК к разработке собственного ядерного оружия — потенциально неблагоприятное развитие событий, но это лучше, чем когда президенты США рискуют Вашингтоном и Лос-Анджелесом ради Сеула и Пусана. У Ким Чен Ына было бы мало причин бросать вызов Америке, если бы она не угрожала ему.
Что касается России и Китая, то вашингтонским политикам следует как минимум прекратить сталкивать два режима. Хотя есть основания для того, чтобы попытаться лишить КНР некоторых критически важных технологий, США и их союзники не должны стремиться к дальнейшему разрыву инвестиционных и торговых отношений с Китаем. Это нанесет значительный экономический ущерб обеим странам, а также многим другим. Кроме того, изоляция усилит наиболее враждебные Америке китайские фракции, одновременно снижая давление на режим, которое должно умерить геополитические желания Китая.
Более того, США и Европа должны стремиться завершить конфликт на Украине и вернуть Москву в западный экономический и политический порядок. В геополитическом плане Россия стала самым активным противником американских интересов во всем мире: она работает с Ираном и Северной Кореей, а также с Китаем, ее силы задействованы в Африке и на Ближнем Востоке, она укрепляет экономические и политические связи с Индией и завоевывает поддержку на глобальном Юге.
Особенно грозен для Америки потенциал Москвы в трансформации международного ядерного баланса. У России есть многое, что она могла бы дать Пхеньяну, в зависимости от требований Ким Чен Ына и взглядов Владимира Путина. Представьте себе северокорейский ядерный арсенал, который в огромном количестве несут МБР с несколькими боеголовками индивидуального наведения.
Сегодня Америке следует подумать о смене партнеров в танце великой державы. Возможным, хотя и нелегким, может быть постепенное потепление отношений с Москвой и восстановление ее экономических и политических связей с Европой. В любом случае Вашингтону следует прекратить подталкивать Китай и Россию друг к другу, причем действовать нужно скорее.
Трамп прав. Демократические политики глупо столкнули Пекин и Москву. Но то же самое делали республиканцы.
Приоритетом для того, кто победит в ноябре, должно стать изменение курса.