Почему силам свержения Асада будет трудно удержать власть
Новые власти Сирии заинтересованы в мире между этноконфессиональными общинами. Но не факт, что способны решить эту задачу.
Из Сирии поступают тревожные сообщения. Группа боевиков-исламистов сожгла христианскую елку в городе Скальбия в провинции Хама. В Латакии было убито несколько человек в ходе межэтнических столкновений, а также подожжен алавитский храм.
В провинции Хомс вспыхнули сражения с применением тяжелой артиллерии между армией правящей суннитской исламистской группировки ХТШ* и местными алавитскими племенами. Сообщается, что это случилось в ответ на попытки арестовать криминального авторитета, связанного с алавитской общиной.
Христиане провели демонстрации протеста в Дамаске, Хомсе и ряде других регионов. Правительство ХТШ пообещало восстановить елку и сообщило об аресте виновных в нападении на нее. Кроме того, новые власти заставляют владельцев снимать с автомобилей наклейки, содержащие лозунги, направленные против христиан.
Новые власти Сирии, как они сами говорят, крайне заинтересованы в отмене санкций и подъеме экономики, в гуманитарной помощи и инвестициях, а также в мире между этноконфессиональными общинами. Почему? Потому что ХТШ и их правительство располагают всего лишь несколькими десятками тысяч военных. Они сильнее остальных группировок, но их слишком мало для 20-миллионной страны, наводнённой оружием, с независимыми этноконфессиональными ополчениями и отрядами боевиков.
В Сирии, согласно данным ООН, 90% населения живут ниже черты бедности, беженцев — миллионы. И все это на фоне растущего межэтнического напряжения. В таких условиях вероятность погромов возрастает, так как для многих вооруженных группировок они могут стать способом поправить материальное положение.
Если начнутся массовые погромы и резня, то об инвестициях и отмене санкций нечего и мечтать. Страну охватит хаос, подогреваемые голодом группировки начнут погромы, этнические ополчения вступят в бой и ХТШ утратят всякий контроль над ситуацией. Поэтому правительство заинтересованно в межконфессиональном мире. К тому же понятно, что вряд ли США, которыми теперь будут управлять правоконсервативные республиканцы, снимут с Сирии санкции, если в стране будут преследовать христиан.
Таковы объективные обстоятельства, подталкивающие новые власти к умеренной и терпимой религиозной политике, к налаживанию централизованного управления страной, к миру между различными религиозными общинами, к снятию санкций и получению международных инвестиций, без которых невозможно послевоенное восстановление Сирии, к налаживанию отношений с региональными акторами, включая Турцию и Катар (давних спонсоров ХТШ), и ведущими державами. Все эти задачи тесно связаны между собой, без их решения ХТШ вряд ли сумеет удержать власть в Дамаске.
Пожалуй, главной задачей правительства ХТШ во главе с Ахмедом аш-Шараа (Абу Мухаммед аль-Джулани) является проведение взвешенной политики.
Она предполагает баланс внутри Сирии между авторитетным центром, обладающим монополией на насилие, и региональными интересами, между суннитским большинством (около 80% населения) и этноконфессиональными меньшинствами (христианами, шиитами, алавитами и друзами), между мощным влиянием турецко-катарского альянса и противовесом в лице России и (или) Евросоюза.
Однако, совсем не факт, что ХТШ сможет реализовать на практике идею такого сложного политического баланса, к которому на словах стремится.
Организация не контролирует другие группировки и даже собственных джихадистов, приехавших из различных регионов планеты. ХТШ оставили средний и низший слой старых чиновников из режима Башара Асада и даже намерены интегрировать часть военных-асадитов — это тоже способ национального примирения. Также они хотят привлечь различные антиасадовские группировки. Но это — дело непростое. Возможно, далеко не все согласятся сложить оружие и подчиниться Ахмеду аш-Шараа.
В некоторых случаях ХТШ проводят аресты лиц, связанных со старым режимом, в котором большую роль играли выходцы из общины алавитов. Однако такие попытки встречают сопротивление, а оно может перерасти в межконфессиональные столкновения. Насколько далеко это зайдет и к чему приведёт?
Отдельный вопрос заключается в том, насколько сама идеология организации делает ее договороспособной. В прошлом ХТШ считалась местной ветвью «Аль-Каиды» **. Затем изменила название, порвала с «Аль-Каидой» и устранила тех, кто не хотел идти по пути реформирования. Декларировала отказ от международного терроризма и намерение проявлять терпимость — соблюдать права этноконфессиональных меньшинств.
Вместе с тем, вряд ли ХТШ откажется от идеи религиозного суннитского государства. Что это может на практике означать для религиозных меньшинств — отдельный большой вопрос. Например, они могут получить т.н. гостевой статус. Это означает соблюдение их религиозных прав и освобождение от некоторых налогов, но — вопрос, надолго ли…