Почему Киев не хотят видеть в Европе даже его лучшие друзья?
Нидерланды и Дания выступают против предоставления Украине статуса кандидата на членство в ЕС, пишет агентство «Блумберг» со ссылкой на информированные источники и дипломатические документы.
28 февраля Киев подписал заявку на вступление в Европейский союз. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в апреле передала президенту Украины Владимиру Зеленскому опросник для начала переговоров по вступлению в ЕС. В настоящее время ЕК оценивает ответы Украины. Ожидается, что она представит свои рекомендации по возможности предоставления Украине статуса кандидата главам ЕС в ходе саммита 23−24 июня.
«Блумберг» ссылается на депешу датских дипломатов, в которой говорится, что Киев недостаточно выполняет критерии, связанные со стабильностью институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту меньшинств. В документе отмечается, что «незалежной» необходимо «фундаментально улучшить законодательную и институциональную базу», чтобы добиться прогресса во всех этих областях.
Сообщается также, что в качестве компромисса Германия предлагает вариант предоставления Украине условного статуса кандидата.
Как это понимать? Дадут Украине статус кандидата или нет?
— Нидерланды и Дания — одни из наиболее скептически настроенных в отношении расширения ЕС на восток, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Напомню, в Нидерландах уже проходил референдум по поводу ассоциации Украины с ЕС, и большинство граждан высказались против. Поэтому в нынешней позиции нет ничего удивительного.
«СП»: — Нидерланды и Дания достаточно антироссийски настроенные страны. Или статус Украины это, как говорится, другое?
— Да, это другое. Одно дело натравливать Украину на Россию, и совсем другое — вешать себе на шею очередное бремя дотаций. Украина, будучи достаточно крупным государством с разрушенной и деградировавшей экономикой — очень токсичный актив. Понятно, что оплачивать банкет будут прежде всего богатые западноевропейские страны — основные доноры ЕС. И их граждане отнюдь не в восторге от такой перспективы.
«СП»: — А что вообще дает статус кандидата?
— Статус кандидата — это финишная прямая перед непосредственно членством. Такая «дорожная карта», которую должна пройти страна, чтобы присоединиться к Евросоюзу. Конечно, это не гарантия, затягивать процедуру принятия можно и для стран-кандидатов, как происходит в отношении Албании, Северной Македонии или Турции. Тем не менее, это налагает определенные обязательства и на ЕС.
Напомню, невыполнение интеграционных обязательств перед Турцией привело к существенному охлаждению отношений с Анкарой. В случае с Украиной проблем будет ещё больше, учитывая, что ЕС якобы спасает ее от российской агрессии. «Кинуть» Киев в подобной ситуации — значит дискредитировать саму систему «европейских ценностей», и дать повод обвинить Брюссель в лицемерии и двуличности. В ЕС чувствительны к подобным вещам.
«СП»: — Германия в качестве компромисса предлагает вариант предоставления Украине условного статуса кандидата. А это как?
— Ну, это давняя идея «разноскоростной интеграции», интеграция «второго сорта», так сказать. Это способ привязать те или иные страны к ЕС, включить их в зону европейского влияния, но без непосредственного членства.
Это очень удобно, поскольку позволяет ЕС не брать на себя избыточных обязательств в отношении таких стран. Для этого в свое время задумывалось «Восточное партнёрство». Однако эта инициатива себя исчерпала и дискредитировала, и сейчас для Украины, а также, возможно, Грузии, Молдавии и балканских государств пытаются придумать какой-то новый формат второсортного членства.
«СП»: — По-вашему, кто еще может выступить против предоставления Киеву этого статуса?
— Прежде всего, Венгрия, с которой Киев успел основательно разругаться. В той или иной степени, скепсис в отношении интеграции Украины распространен по всей Западной Европе. Например, предоставление плана действий по вступлению в ЕС Албании и Северной Македонии активно тормозила Франция. Макрон не может не реагировать на распространенный в его стране евроскептицизм, ведущий к росту популярности Ле Пен. Вся дипломатическая активность Макрона вокруг украинского кризиса может быть в конечном счёте нацелена на то, чтобы Украина не стала в итоге гирей на ногах ЕС.
«СП»: — До чего страны ЕС в итоге могут договориться?
— Сложно сказать. На предоставлении Украине статуса кандидата будут настаивать «ястребы» из Восточной Европы, хотя с точки зрения их экономических интересов это глупость, ведь Украина станет серьезным конкурентом за скудеющие европейские дотации. Повесить Украину на шею ЕС выгодно и Вашингтону. У стран Западной Европы, настроенных наиболее скептично в отношении Украины, может попросту не хватить воли для сопротивления этому давлению.
— Дания и Нидерланды — это две очень богатые страны, — отмечает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Они богаче Германии. Голландцы и датчане и сегодня очень много платят в бюджет ЕС. Им ещё оплачивать присоединение Черногории и Северной Македонии. Оплачивать ещё и членство Украины — бюджет треснет. Даже у них.
«СП»: — Какие страны уже имеют статус кандидата, что это для них изменило?
— Турция уже 35 лет имеет такой статус. Так что гарантий членства такой статус не даёт никаких.
Сегодня статус кандидата имеют страны бывшей Югославии и Албания. Все они пользуются им, чтобы получить от ЕС деньги. У черногорцев и македонцев шансы предпочтительнее. Турция, кажется, сама раздумала идти в ЕС.
«СП»: — Вроде бы Нидерланнды и Дания всего поддерживали Украину? А тут вдруг выясняется, что Киеву необходимо «фундаментально улучшить законодательную и институциональную базу…
— Одно дело — просто поддерживать Украину против России. Другое — воспринимать её как полноценного члена ЕС в то время, когда Украина на порядок беднее даже Болгарии. Само собой, встаёт вопросы гендерных, экологических стандартов и вопросов секс-меньшинств, которые очень заботят (действительно заботят!) Голландию и Данию. Они даже Чехию за ровню не держат. Куда там Украина…
«СП»: — А что за условный статус кандидата?
— Нет такого статуса. Его изобретают на ходу, чтобы поддержать стремление части граждан Украины и дальше вести боевые действия с Россией.