Изменит ли баланс сил на Ближнем Востоке смерть президента ОАЭ?
13 мая после продолжительной болезни на 74-ом году жизни скончался президент Объединенных Арабских Эмиратов Халифа ибн Заид Аль Нахайян.
Нахайян правил страной с 2004 года. Он был для Эмиратов поистине культовой личностью. По мнению миллионно арабов, это был настоящий национальный лидер, стратег и патриот. Аль Нахайян прошел все ступени карьерного роста — от главы суда Восточного эмирата Абу-Даби до президента страны. И теперь его не стало.
В поисках патрона
У вверенной Аль Нахайяну страны была непростая судьба. Ее вообще могло бы не оказаться на карте мира. Эмираты стали независимым государством в конце 1971 года. Главным условием его существования была защита от агрессивных и алчных соседей. Саудовская Аравия отказывалась признавать страну из-за нерешенных территориальных споров. Иран и Оман также хотели отхватить кусок жирного эмиратского пирога. Как только на территории страны были открыты нефтяные месторождения, резко возбудился Ирак. Стало ясно, что с такими «заклятыми друзьями» в одиночку не выжить.
И арабы попросились под «американский зонтик». Американцы согласились стать гарантом существования Эмиратов. Им это было банально выгодно. Очень хорошая сделка — встать еще одной ногой на Ближнем Востоке, чтобы нейтрализовать влияние в регионе ненавистного Советского Союза. Почему бы и нет? Тем более что твой будущий вассал, которому как воздух нужна твоя защита, обладает мировым запасами нефти и газа.
Могли бы в 1971 году Эмираты обратиться за помощью к Советскому Союзу? Теоретически да. Практически на тот момент времени этот жест содержал в себе глобальные геополитические риски. Во-первых, Советский Союз уже держал свой «геополитический» зонтик над недружественными и непограничными соседями — теми же Сирией и Египтом. Но они были далеко. А ближние соседи (кроме Ирана) так или иначе уже были под «американским зонтом». К тому же обращаться к тому, кто крышует твоих врагов по всем законам геополитики — не комильфо. Кроме того, обратись арабы к «советам», американцы мгновенно спустили бы на них всех собак и втравили молодую неокрепшую страну в воронку бесконечных локальных войн и конфликтов. А у них тогда ни армия, ни военной техники еще не было. Государство могло быть убито в зародыше. И стало бы в итоге не страной, а территорией, как нынешняя Ливия, реквием которой не так давно пропел коллективный Запад. Поэтому выбор логично пал на Америку.
Американцы были так довольны этим решением, что вопреки своим вековым традициям не стали ошкуривать до костей нового вассала. Арабы богатели и процветали, по древней восточной традиции периодически подбрасывая «финансовые дрова» в топку полыхающих рядом конфликтов.
«Праздник непослушания» — арабский вариант
Так продолжалось более полувека. И вот теперь Эмираты решили выскользнуть из тени «американского зонтика». И камнем преткновения и триггером арабского «праздника непослушания» стал конфликт на Украине. На прошлой неделе при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, подготовленной США и осуждающей действия России на Украине, они воздержались. Разумеется, этот жест был инспирирован и одобрен самим президентом. И этот жест взорвал Совбез. Как отметило агентство CNN, такое поведение «Равносильно заявлению о нейтралитете ближайшего ближневосточного союзника Америки в конфликте, который расколол все мировое сообщество».
Грубо говоря, «подвассальные» арабы банально послали американцев. Хотя обставили это церемониально, с восточной учтивостью. Советник президента Анвар Гаргаш объяснил, что переход на чью-либо сторону «приведет только к еще большему насилию». По его словам, приоритетом Объединенных Арабских Эмиратов является «поощрение всех сторон к дипломатическим действиям и переговорам для поиска политического решения». То бишь «включайте высшую дипломатию, договаривайтесь, а мы осуждать никого не будем».
Поступок принца вызвал в арабском мире «эффект домино». Другие арабские государства также как один воздержались от осуждения действий Москвы. Саудовская Аравия тоже заявила, что также «поддерживает международные усилия по деэскалации ситуации на Украине». Лига арабских государств в понедельник также призвала «к деэскалации и сдержанности в совместном коммюнике». «Праздник непослушания» состоялся. Скрытый тектонический ментальный разлом между арабской и англосаксонской цивилизациями на фоне российской спецоперации на Украине стал еще глубже и очевидней.
В чем все-таки главная причина того, что арабы целым пакетом государств после примера ОАЭ решили выскользнуть из-под американского зонтика?
Их несколько. Первое. Все эти годы, не трогая и не напрягая особо сами Эмираты, «трогали и напрягали» кругом и рядом всех соседей по региону. Они превратили в руины некогда благодатную и процветающую Ливию — сразу после того, как Муаммар Каддафи заикнулся о введении в оборот «золотого динара». Эта валюта вполне могла бы стать реальной финансовой альтернативой доллару — как минимум на Ближнем Востоке. И мировой гегемонии «бумажке болотного цвета» пришел бы конец. Что наверняка стало бы предтечей конца гегемонии и самих Соединенных Штатов. Кстати, тогда полковник Каддафи попытался сделать то, на что сейчас рискнул пойти Путин, принуждая платить «партнеров и небратьев» за наш газ рублями. В итоге ливийского лидера (а потом и всю его несчастную страну) растерзали зверски и образцово-показательно.
Но Россия — не Ливия. Нас так просто стереть в порошок не получится. Но настроить против РФ часть мирового сообщества можно. С Европой у спящего Джо особых проблем не возникло. Эти парни давно лишены собственно суверенитета и, как говорят на Востоке, «даже штаны снимают по приказу из-за океана». И совсем другое дело — Ближний Восток. У арабов есть и самомнение, и самоуважение, и цепкая историческая память. Они хорошо помнят даже крестовые походы, когда Запад огнем и мечом приобщал арабов к «европейским ценностям».
Второе. Украинский конфликт, как лакмусовая бумажка, резко обнажил ранее скрытое геополитическое противостояние не только между Россией и коллективным Западом, но и между Западом и Востоком. Это противостояние носит ментальный, когнитивный характер. После украинских событий война цивилизаций и мировоззрений вошла в необратимую критическую фазу.
А ментально и арабский народ, и арабский истеблишмент давно уже испытывает и ко всему Западу, и к его форпосту — Америке — глубокое внутреннее отвращение. Да, Восток коварен, непредсказуем и противоречив. Но именно поэтому здесь больше, чем где бы то ни было, ценят твердость слов и верность принципам. И обожают, когда у партнера слова не расходятся с делом. А главный принцип американской политики где бы то ни было — полная беспринципность. Нет ни постоянных друзей, ни постоянных партнеров. Есть только собственные интересы. А русские, арабы и прочие — вообще недочеловеки. Перед ними нет ни обязательств, ни моральных табу. Ими пожертвовать можно в любую секунду. Вся история американской политики — это история бесконечного политического предательства партнеров. Успел обвести вокруг пальца «спящий Джо Байден» и самого президента ОАЭ. Либо просто по привычке, либо захотел щелкнуть по носу арабского вассала, либо интересы «конфликтных соседей» американцам показались более приоритетными.
Задолго до прихода Байдена к власти головной болью Эмиратов были повстанцы-хуситы из соседнего Йемена. Байден в первые же дни после своей победы клятвенно обещал «подвассальным арабам» признать тех террористами. Но с террористами надо бороться. Бороться американцам было лень. Или не с руки. Вся их политика «управляемого хаоса» построена на создании организаций, которые этот самый хаос и создают. К каковым, разумеется, относятся и хуситы. Ну и на кой бороться со своим же детищем? И что плохого в том, что над головой твоего вассала висит дамоклов меч?
И спящий Джо ничтоже сумняшеся исключил йеменских повстанцев-хуситов из списка террористических организаций. А менее чем через год хуситы, почувствовав, что руки у них теперь развязаны, нанесли ряд болезненных ударов по Абу-Даби. В ответ на это США пообещали укрепить обороноспособность эмиратов своим новейшим вооружением. Но осадок у арабов остался.
А вот Путин арабов никогда не обманывал. Всегда держал данное слово. Часто шел навстречу, жертвуя разумной толикой государственных интересов. И арабы это ценили. Вообще у них не так много политических любимчиков. Путин, Эрдоган и несколько афганских лидеров. К Афганистану на Ближнем Востоке всегда было особое отношение. Этот неспокойный регион, где все без конца и края сводят счеты со всеми, арабы называют «страной воинов». И то, что афганцы вышвырнули «непобедимых» американцев из своей страны, как котенка в форточку, не только добавило им очков в глазах арабского мира, но и способствовало полной потере лица американцев на Востоке.
Третье. В отличие от «цивилизованных» европейцев, арабы никогда не страдали русофобией. Они считают ее «религией дегенератов». А об интеллекте и моральном облике европейцев они никогда не были высокого мнения. И совсем другое дело — Россия. Сотни тысяч арабов из разных стран либо деловым, либо торговым, либо какими-то еще отношениями связаны с Россией до сих пор. И они убеждены, что русская цивилизация и цивилизация арабского мира вполне подходят для взаимного бесконфликтного существования. Чего не скажешь об «англосаксонской цивилизации конфликтов и хаоса»
Четвертое. Все телодвижения американского истеблишмента последних лет вызывали в арабском мире острую ментальную неприязнь. Особенно зацепило их за живое движение BLM (Black lives matter). На Востоке его называют «черным бунтом». Этот расово-политический инструментарий, на волне которого «спящий Джо» прорвался к власти, произвел на весь арабский мир неизгладимое впечатление. «Сегодня они под предлогом цвета кожи заставляют одних своих граждан другим ботинки целовать, а завтра чьи ботинки нам предложат?» — так говорят на всем Ближнем Востоке. Учитывая, что в свое время арабы принимали активное участие в работорговле, можно догадаться, какие чувства их обуревают.
И наконец, пятое — и самое главное. Америка слабеет. И как планетарная «цивилизация конфликта, хаоса и грабежа» изживает себя. Будущего у такой цивилизации на планете нет. Во всяком случае, арабы его не видят. Не видел его покойный президент Арабских Эмиратов Халифа ибн Заид Аль Нахайян. Не видят и другие арабы. И смерть Аль Нахайяна в этом смысле ничего не изменит. История несется вскачь. И сдается мне, что скоро за гибелью «цивилизации хаоса и лжи» будет наблюдать не только арабский мир.