Политолог оценил политические амбиции мэра Киева, который гораздо умнее, чем многие думают
Мэр Киева Виталий Кличко задался вопросом, продолжит ли Украина существовать.
«Сегодня речь идет только о том, будет ли Украина вообще дальше существовать», — заявил он, отвечая на вопрос швейцарского портала 20 Minuten, есть ли у него политические амбиции, касающиеся поста президента Украины.
По словам мэра украинской столицы, сейчас «было бы глупо» думать о таком.
Впрочем, руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Журавлев в беседе со «Свободной Прессой» полагает, что, тем не менее, заявление Кличко можно оценить, как его претензию на более активную политическую роль.
— Кличко хотел показать, что пока он есть, существует и Украина. Но в этом он, скорее всего, ошибается: останется Украина или нет, менее всего будет зависеть от него.
«СП»: Почему, на ваш взгляд, Виталий Кличко стал активно себя пиарить, как «украинского патриота» и противника нынешнего президента незалежной Владимира Зеленского?
— Потому что после майдана 2014 года у него в первый раз появилась реальная возможность улучшить свои политические позиции.
После майдана ему американцы ясно сказали: дальше мэра Киева — никуда. Мы, мол, великая западная цивилизация, и не хотим видеть Кличко в качестве лидера Украины, как и Олега Тягнибока [украинский политик-националист, председатель партии «Всеукраинское объединение „Свобода“» — «СП»].
Впрочем, Тягнибоку сразу указали на выход — «Ты нам не нравишься». Кличко же сказали — ладно, будь. Вот тебе должность мэра, сиди в кресле, мэрься сколько хочешь, но дальше никуда.
Однако сейчас, как я понимаю, у Кличко появилось ощущение, что он может продвинуться либо в президенты, либо в премьеры — то есть стать «сильным человеком» Украины, возможно даже оставаясь мэром столицы.
«СП»: То есть у него долгосрочные планы?
— Да, конечно. И не просто планы — он видит себя выше той позиции, которую сейчас занимает.
«СП»: Многие воспринимают Виталия Кличко в качестве своеобразного клоуна. А как полагаете вы, кто он на самом деле, — самый недалекий или самый хитрый украинский политик?
— Я, конечно, не могу утверждать, но полагаю, что он — самый хитрый. Его хитрость заключается в прекрасной способности делать вид, что он полный идиот.
Хочу обратить ваше внимание — профессиональный бокс это не только удары кулаком, это еще и бизнес. Причем, очень серьезный бизнес. Если Кличко выжил в профессиональном боксе, значит, он вовсе не идиот. Просто он очень качественно делает вид, что он недалекий, малограмотный, короче — такой «сапог».
А поскольку у него нет суперменеджера, некого «хозяина», для которого он только «кулаки», а в спорте он получил доход, и немалый, значит, он может работать не только кулаками, но и головой. Голова-то у Кличко есть.
«СП»: Если оценивать личность Кличко, можно ли прогнозировать его политические перспективы на будущее, естественно, учитывая сегодняшнюю ситуацию на Украине, или, как говорится, ветер перемен снесет его в пыль?
— Политические перспективы у него могут быть только в случае развала нынешней системы, потому что он изначально был поставлен на позицию «последнего» — он не первый, он последний. Вроде бы Кличко в обойме, но при этом на глубокой периферии правящей группы. Но такова была позиция американцев во время майдана 2014 года. Поэтому он может на что-то претендовать, лишь тогда, когда другого варианта просто не будет. В стабильной же ситуации он не победит.
Впрочем, сейчас ситуация на Украине достаточно нестабильна, а потому он действительно может какой-то шанс поймать.
«СП»: То есть, даже после завершения спецоперации, он может остаться на плаву?
— Очень важно, как завершится спецоперация, Понятно, что украинцы проиграют, но важно — с какими конкретными условиями для Украины. Чем тяжелее будут условия, тем больше шансов будет у Кличко.