Россия может отказаться от моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности.
Россия в качестве ответа на деструктивные действия США может перестать придерживаться моратория на размещение наземных ракет средней и меньшей дальности. Об этом в интервью ТАСС заявил директор департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков.
По его словам, Вашингтон продолжает развертывать свои ракеты в близлежащих с Россией странах, и вскоре они могут появиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе в Японии. При этом скоростные характеристики — далеко не единственный критерий, по которому РФ будет оценивать подобные развертывания. Не менее важна дальность ракетных систем. Именно от этих характеристик, объяснил дипломат, будет принципиальным образом зависеть готовность России «продолжать придерживаться одностороннего моратория на размещение в тех или иных регионах наземных ракет средней и меньшей дальности».
В то же время, по мнению Ермакова, «уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что дестабилизирующие военные программы США и их союзников делают наш мораторий все более хрупким». Это касается как АТР, так и Европы.
Напомним, в декабре 2021 года замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что одной из основных озабоченностей России в отношении НАТО является появление ракет средней дальности в Европе.
Если это произойдет, «это будет конфронтация, это будет следующий виток, это будет появление таких средств с нашей стороны. Сейчас их нет, у нас действует односторонний мораторий, мы призываем к этому мораторию присоединиться НАТО и США», сказал замглавы МИД РФ. Добавив, что отсутствие прогресса в направлении политико-дипломатического решения этой проблемы приведет к тому, что ответ будет военным и военно-техническим.
Рябков подчеркнул также, что «заверения <…> о том, что у НАТО нет намерений, размещать такие средства в ядерном оснащении, нас ни в чем не убеждают. <…> К НАТО как альянсу доверия нет в принципе».
Но в НАТО, как известно, верховодят Соединенные Штаты. Поэтому, какое решение будет принято Вашингтоном, такое в итоге будет одобрено всем военным блоком. Соответственно, верить американцам еще в большей степени было бы наивным.
И, кстати говоря, история Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) полностью подтверждает этот тезис.
По условиям договора, подписанного в 1987 году Горбачевым и Рейганом, производство и испытания баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью от 500 до 5500 км было запрещено. Документ был бессрочным, но одна из сторон могла из него выйти, предоставив убедительные доказательства того, что другая сторона его нарушила.
И вот в 2018 г., традиционно сфальсифицировав предлог с обвинениями в адрес Москвы (якобы дальность разработанной для комплекса «Искандер» нашей ракеты 9М729 превосходила 500 км), США объявили о выходе из соглашения в одностороннем порядке. Россия эти обвинения отвергала, и выдвинула ответные претензии к американским наземным комплексам ПРО Aegis Ashore, развернутым в Румынии и Польше. Но процесс распада ДРСМД уже был запущен, и в итоге, после того как наша страна приостановила в участие в договоре, 2 августа 2019 года он прекратил свое действие.
А октябре 2020 Москва предложила США и НАТО ввести мораторий на размещение наземных ракет средней дальности в Европе, подтвердив готовность в одностороннем порядке и после ликвидации соглашения придерживаться отказа от разворачивания в европейской части ракетных систем с дальностью более 500 км. Однако Вашингтон и Брюссель отказались.
Вот только есть ли смысл в игре с шулерами придерживаться правил? Односторонний мораторий, когда Россия окружена недоброжелателями, которые ни то, что к равноправному партнерству не готовы, а мечтают вообще уничтожить нашу страну, по меньшей мере, выглядит странно.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила доцента кафедры международной безопасности Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора политических наук Алексея Фененко:
— То, о чем говорит представитель МИД, нужно было давным-давно сделать. Я считаю, что сам по себе этот наш мораторий был ошибочным. Мы просто-напросто потеряли четыре года с этим мораторием, только и всего.
Сразу было понятно, что никто ни на какие договоренности с нами не пойдет. Не для того американцы выходили из договора РСМД, чтобы к нему вернуться. Аналогично было понятно, раз американцы вышли из этого договора, значит, будут размещать соответствующие системы как меньшей, так и средней дальности.
Поэтому, естественно, для нас встает вопрос о том, чтобы взять в заложники военные объекты США на территории их союзников. А для этого нам необходимы, как минимум, системы меньшей, а в идеале и средней дальности.
«СП»: А у нас они есть? Ведь по договору, который действовал с 1988 года, ракеты средней и меньшей дальности было запрещено и производить, и испытывать.
— Я думаю, разработать и развернуть такие ракеты будет не так-то и сложно. В принципе, четыре года уже вполне достаточный срок для того, чтобы воссоздать и заново запустить в серию их производство.
Можно все. Вопрос, в готовности и воле это реализовать.
«СП»: Так есть у нас воля?
— Нам мешает брежневское мышление. Мы привыкли жить в цивилизации мира. И считать, что крупной войны не будет никогда. А НАТО подбирается к нашему порогу. И мы ведем военные действия высокой и средней степени интенсивности уже больше года.
Поэтому исключать в новом мире военного конфликта никак нельзя, а значит, иное должно быть и отношение к политической воле. Да, война возможна. И мы должны жить с этим осознанием, пониманием и предпринимать соответствующие действия.
«СП»: В новой Концепции внешней политики мы как раз и заявили о том, что Россия, если потребуется, будет обеспечивать свою безопасность всеми имеющимися средствами…
— Одно дело заявить в документах. Мы заявляли это во всех редакциях нашей военной доктрины, начиная с 2000 года.
Но, другое дело, должен быть настрой элит и общества понимать, что это всерьез, а не просто дежурная бюрократическая фраза.
«СП»: Вы думаете, пока нет такого понимания?
— Пока, к сожалению, оно есть не до конца. Пока еще во многом у нас преобладают старые стереотипы.
К примеру, сейчас придет какая-нибудь администрация, и мы договоримся. Или вот эти наши ожидания хорошего президента США. А также, что, может быть, как-то договоримся с европейцами — пойдем на уступку, и они пойдут на уступку с нами.
Все эти стереотипы очень мешают нашей политике.
«СП»: Что же, по-вашему, должно произойти, чтобы мы вышли за рамки этих шаблонов и приняли, наконец, решение?
— Я думаю, опыт специальной военной операции нам поможет.