В каких странах пророссийские и евроскептические силы могут одержать победу после падения Украины?
В случае поражения Украины правые и популистские силы в ЕС станут еще сильнее, а среди их лидеров могут появиться похожие на российского президента Владимира Путина политики, заявил румынский премьер Марсель Чолаку.
По словам политика, европейским союзникам необходимо объединиться в поддержке Украины, иначе Россия победит, а правые и популистские силы в ЕС станут еще сильнее.
Чолаку подчеркнул, что его правительство продолжит оказывать многоплановую поддержку Украине, несмотря на то, что некоторые европейские союзники «демонстрируют признаки усталости» от конфликта, особенно на фоне войны Израиля и ХАМАС.
При этом он убежден, что война на Ближнем Востоке закончится раньше, чем российская военная операция.
Чолаку также обратил внимание на рост правых и популистских сил по всей Европе, многие из которых критикуют поддержку Украины и выражают сожаление по поводу разрыва связей с Кремлем.
«Можете ли вы представить, сколько подобных Путину политиков мы получим среди европейских популистов?», — задался вопросом румынский премьер.
А есть ли к тому предпосылки? Раскол Европы столь серьезен?
— Есть довольно заметные разночтения, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Орбан, например, чуть ли не открыто выступает против поддержки Украины. Во многих странах накапливается усталость от конфликта и возникают вопросы в его целесообразности. Это, конечно, ещё не раскол, но определенная тенденция.
«СП»: Нежелание поддерживать Украину ведет к появлению «Путиных»? Или что он имеет в виду под этим термином?
— Под «Путиными», очевидно, имеются в виду политики-евроскептики, которые национальные интересы ставят выше «общеевропейских»…
«СП»: Чолаку какие-то конкретные страны имеет в виду? Или конкретных политиков?
— Самый главный кандидат в «Путины», конечно, Виктор Орбан. В «путинистских» тенденциях обвиняли и польскую ПиС. Но вообще «Путин» в современной Европе — эти такой жупел-обзывалка. Если тебе кто-то не нравится, обзови его «Путиным».
«СП»: Сколько «Путиных» нужно, чтобы побороть брюссельскую бюрократию и что-то реально перевернуть в политике ЕС?
— Да, это в большей степени страшилка для запугивания европейцев, чтобы такие «Путины» действительно не появились. Политики типа Орбана — это исключение, а не правило.
«СП»: Россия как-то может влиять на это? Можем ли мы воспитывать «своих» политиков в странах Европы?
— Россия, к сожалению, не обладает должными инструментами влияния на Европу, да и не очень умеет работать в таком формате. У России нет своей сети влияния, лоббистских и информационных структур, которые могли бы эффективно играть на европейских противоречиях и продвигать подобных «Путиных» во власть. Поэтому политики типа Орбана остаются исключениями из правил, и их эффективно топят или сковывают их в действиях.
— Румыния, будучи страной, вошедшей в ЕС одной из последних, пытается показать свою лояльность ему, — поясняет доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Вадим Трухачев.
— А будучи страной бедной по европейским меркам, пытается ещё и получить дополнительные деньги на резких антироссийских заявлениях. Играть роль любого «главного» румынам явно не под силу.
«СП»: В случае поражения Украины правые и популистские силы в ЕС станут еще сильнее, а среди их лидеров могут появиться похожие на Путина политики, заявил румынский премьер. Согласны? Логика в чем? А если Украине не проиграет, этого не произойдет?
— Логика — просто ещё раз показать ЕС и НАТО, что Румыния ведёт себя «ответственно». Раз там Путина не любят — и румыны тоже должны его ругать. При этом Чолаку беспокоит рост популярности националистов из «Альянса за объединение румын», выступающего против помощи Украине.
«СП»: В какой стране в случае поражения Украины могут возрасти правые и популистские настроения, и соответствующие политики прийти к власти?
— Получить большой результат такие силы способны много где — в Германии, Франции, Австрии, Чехии, Греции. Да в той же Румынии. Но прийти к власти они не смогут — голосов не хватит.
«СП»: Что Чолаку имеет в виду под правыми и популисткими силами? А левые это не так страшно? Вон в Германии левые тоже против поддержки Украины…
— В Германии левые более критичны к России, чем «Альтернатива». И в других странах — та же картина. В целом крайне левые, коммунистические идеи сейчас в Европе куда менее популярны, чем правые антиммигрантские. Есть и ещё один момент. Путина в ЕС считают «правым националистом» — при всей абсурдности подобного восприятия.
«СП»: «Путины» в Европе ведь не из ниоткуда возьмутся? Есть такие политики в Европе?
— Видимо, в это число входит лидер означенной румынской партии Георге Симион. А прежде всего приходят на ум четверо — лидер «Нацобъединения» Франции Марин Ле Пен, лидер «Лиги» в Италии Маттео Сальвини, глава Австрийской партии свободы Херберт Кикль и лидер «Свободы и прямой демократии» в Чехии Томио Окамура.
«СП»: Сколько нужно «Путиных», чтобы изменить курс Европы? Вот есть у словно Фицо и Орбан. Но что они могут сделать?
— Таких «Путиных» надо минимум 15. То есть, они должны прийти к власти в большинстве стран ЕС. А Орбан и Фицо могут только отдельные санкции вычеркнуть. Больше ничего.
«СП»: Насколько эти потенциальные «Путины» будут хороши для нас? Обязательно ли они будут проросийскими?
— Искать в Европе именно пророссийских политиков — дело почти дохлое. Такими будут единицы. Достаточно того, чтобы они были не антироссийскими. Это касается и правых, и левых. Сейчас наиболее расположены к нам именно некоторые крайне правые. И потому именно о них Чолаку и вспомнил.