Зачем на самом деле прикатили в Пекин гости из прошлого
События на Украине станут одной из тем обсуждения на встречах, которые пройдут во время трехдневного государственного визита президента Франции Эммануэля Макрона в Китай. По данным Politico, французский лидер постарается убедить председателя КНР Си Цзиньпина пересмотреть решение о расширении сотрудничества с Россией и выступить вместо этого посредником в украинском урегулировании.
Убеждать будут дуэтом. Поскольку в Пекин Макрон отправился в компании главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которой ранее предложил сопровождать его в Китай, чтобы они могли говорить «единым голосом». Правда «фрау Фон», как пояснил официальный представитель ЕК Эрик Мамер, не будет задействована в мероприятиях французского государственного визита, ее участие ограничится только трехсторонней встречей с руководителем Поднебесной.
Что касается программы парижского гостя, то у него в Пекине запланированы переговоры и рабочий ужин с товарищем Си. Также он встретится с премьером Госсовета Ли Цяном и спикером парламента Чжао Лэцзи, а потом отправится в город Гуанчжоу — столицу провинции Гуандун, которую когда-то возглавлял отец китайского лидера Си Чжунсюнь.
«В целом президент проведет в дискуссиях с китайским руководителем шесть-семь часов. То обстоятельство, что он будет первым французским президентом, посетившим Гуанчжоу, придает визиту личную нотку, поскольку отец председателя Си был там партийным лидером», — заявил ранее представитель Елисейского дворца.
Как отмечает Politico, Макрон надеется, что сумеет во время этих бесед наладить личный контакт и близкие отношения с китайским лидером. И все это для того, чтобы отлучить Китай от России, убедив Си Цзиньпина не сближаться еще больше с российским президентом Владимиром Путиным и отказаться от поддержки Москвы в украинском конфликте.
Париж (и ЕС в целом) особенно заботят возможные поставки России китайских вооружений — это, по мнению европейских политиков, было бы «роковым решением». Также их не устраивает, что Си Цзиньпин не желает налаживать прямые контакты с Зеленским и игнорирует его приглашение в Киев.
Впрочем, тут даже западные аналитики сходятся на том, что «очарования» Макрона недостаточно, чтобы он смог оказать влияние на политику председателя Си по отношению к России. «Французский президент, являющийся „мелкой сошкой“, не сможет ничего изменить, проведя два часа в разговорах с Си. Китай понимает только баланс сил. Может, это работает с Путиным, который за последние десять лет провел с Си более 400 часов. Но Макрон Си Цзиньпина не знает», — пояснил изданию специалист по Китаю из парижского Фонда стратегических исследований Антуан Бонда.
Опять же, дополнительные сложности миссии Макрона может создать присутствие Урсулы фон дер Ляйен, у которой хватило ума угрожать Китаю еще до начала визита.
Речь идет о скандальных заявлениях главы ЕК во время ее выступления 30 марта в Институте китаеведения им. Меркатора, когда она жестко раскритиковала политику Китая, который стал «более репрессивным дома и слишком напористым за рубежом». И попеняла лично товарищу Си за то, что его «не смущает зверское и незаконное вторжение на Украину», и «он поддерживает свою „безграничную“ дружбу с Путиным».
Вдобавок фон дер Ляйен ультимативно поставила развитие отношений Евросоюза и Китая в зависимость от того, как Пекин будет действовать в связи с конфликтом на Украине.
В Пекине такую позицию ЕС назвали «опасной игрой». В то же время подтвердили, что готовы к диалогу по мирному урегулированию ситуации на Украине. При этом, как отметила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, китайская сторона надеется, что ЕС будет демонстрировать «стратегическую независимость» и, что ещё важнее, «политическую мудрость».
Проблема в том, что ни тем, ни другим европейские политики в реальности не обладают.
Неслучайно требования ЕС к Пекину по Украине депутат Европарламента от Ирландии Мик Уолисс назвал лицемерными.
«Итак, ЕС говорит, что хочет оказать давление на Китай, чтобы помочь положить конец конфликту на Украине? ЕС ничего не сделал для того, чтобы остановить конфликт, и, в отличие от Китая, который не вооружает ни одну из сторон, ЕС разжигает войну, накачивая Украину оружием и помогая продолжать конфликт», — написал он в Twitter*.
Но такие светлые головы в европейском политикуме, скорее, исключение. И Макрон с фон дер Ляйен к ним явно не относятся. Там комплекс «белого человека» засел так глубоко, что адекватно воспринимать свою роль в меняющемся мире у них уже не получается.
«Европа пока, к сожалению, еще не готова общаться на равных с нами, с Китаем, с Индией», — считает декан факультета медиакоммуникаций МГИК, политолог Юрий Кот. Попытки Макрона и фон дер Ляйен давить на Пекин, по его мнению, обречены на провал.
«Они приедут шантажировать. Они еще не поняли, в какую сказку попали и пребывают в плену собственных иллюзий и в плену своего мнимого величия. Они не понимают, что нужно менять риторику, менять подходы, не понимают, что мир изменился, а они застыли в прошлом… Думаю, за три дня они поймут, что все это бессмысленно и уедут», — прокомментировал эксперт визит европейских бонз в Поднебесную.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, к.и.н. Владимир Шаповалов также уверен, что миссия не будет успешной:
— Для Си Цзиньпина европейские лидеры не являются субъектом отношений, субъектами являются Россия и Соединенные Штаты. Европа как субъект полностью себя исчерпала, она не суверенна, не имеет права голоса. Она рассматривается исключительно как сателлит Соединенных Штатов.
Поэтому если Си будет что-то обсуждать, то с сюзереном — т.е. с Вашингтоном. Европейцы в этом обсуждении лишние. Их апломб и попытки каким-то образом оказать давление абсолютно в данном случае бессмысленны.
Кстати, хочу подчеркнуть, что китайский лидер ничего не забывает и ничего, естественно, не прощает. Я имею в виду ситуацию, которая возникла в прошлом году с Литвой, когда Вильнюс фактически перешел к развитию отношений с Тайванем и разрыву, по сути, отношений с КНР.
Литва — часть Евросоюза. Она не может это делать самостоятельно. Поэтому для Си Цзиньпина это очень серьезный показатель.
Ведь здесь мы явно видим разнонаправленные тенденции.
«СП»: Поясните.
— В то время как количество стран, признающих Тайвань, очень быстро сокращается (особенно активно этот процесс идет в Латинской Америке, Гондурас, например, на днях закрыл свое посольство в Тайбэе и установил дипломатические отношения с КНР), европейская Литва идет в обратном направлении.
То есть, о чем Си Цзиньпину говорить с европейцами?
Я думаю, что ему нужно говорить с европейцами только о том, чтобы они немедленно заставили Вильнюс отказаться от признания Тайваня. Больше ни о чем.
Поэтому, разумеется, диалога не получится. Более того, этот диалог невозможен на равноправной основе, поскольку Европа несубъектна, как я уже сказал.
«СП»: На самом деле визит Макрона и фон дер Ляйен продолжает серию поездок европейских лидеров в Поднебесную. Недавно это был премьер Испании, в ноябре в Пекине побывал Шольц. В апреле туда должна лететь Бербок. Почему вдруг так всполошились?
— Потому что Европа не просто зависима от Китая, который остается для ЕС вторым по величине торговым и инвестиционным партнером. Зависимость эта расширяется.
Несколько лет назад был создан, кстати, очень интересный прецедент — в Италии появились китайские полицейские. Это же ситуация обратная XIX веку, когда после опиумных войн европейские колониальные державы направляли своих полицейских в Китай.
Сейчас мы наблюдаем обратный процесс. И это очень яркое, символическое действие. Оно указывает на зависимость от Китая.
Что же, собственно, происходит?
А происходит то, что европейцы в настоящее время понимают, что конфликт между США и Китаем приобретает масштаб холодной войны. Не просто понимают, а пишут об этом.
И в этой ситуации, конечно, европейцы могут очень много потерять. То есть никакая Украина их не может интересовать в принципе, если они разумные люди. Их должны интересовать китайский рынок, КНР как экономический партнер. Именно поэтому Макрон едет в Пекин. Он пытается сохранить экономическое партнерство с Китаем в ситуации, когда это просто-напросто невозможно.
А фон дер Ляйен едет в Китай для того, чтобы, так сказать, надзирать за Макроном, как смотрящая от Вашингтона. Потому что тот может выйти из своей роли, слишком активно попытаться сблизиться с Си Цзиньпином, опираясь на интересы Франции, или, скажем, группы западноевропейских стран.
Именно чтобы держать под контролем Макрона, с ним направляется фон дер Ляйен.
Визит обречен на неудачу. Он, конечно, будет сопровождаться разнообразной риторикой относительно Украины. Но эта тема второстепенна в данном диалоге. Потому что для Европы Украина не представляет интереса. Она интересна для Соединенных Штатов, но не для европейских стран.