Путь к нынешним добрым отношениям Москвы и Пекина был трудным и долгим
Полковник запаса литовец Эдмундас Касперавичюс уже давно живет в России. Когда-то он участвовал в выполнение интернационального долга в Афганистане, дороги жизни вели его и в другие далёкие страны. Эдмундас долго жил в Китае, работая на дипломатическом поприще.
Но родился Касперавичюс в 1945 г. в Литве, там вырос, там закончил школу. Затем поступил в военное училище, как офицер советской армии служил в разных местах в Советского Союза, в том числе в Сибири, в Дальнем Востоке. Но самое важное: Касперавичюс — китаист, он прекрасно знает язык, традиции, культуру этой страны. В Литву он вернуться не может из за того, что правящий профашисткий режим уже давно обьявил его в розыск. Это не особо удивляет, в розыск эти неонацисты 21 века объявили уже немало патриотов Литвы.
С Эдмундасом Касперавичюсом мы беседуем на разные актуальные темы — почему он когда-то выбрал китаистику, было ли это интересно в те далекие времена, действительно ли Китай становится доминирующей силой в мире и насколько можно верить фразам вроде «Китай захватит Сибирь».
«СП»: Сейчас особое внимание россиян, и не только, привлекает Китай. Но полвека назад китайская тематика не была особо актуальной. Так почему в те давние времена вы выбрали китаистику, или, как сейчас называют — синологию, решили изучить китайский?
— Да, я начал изучать китайский язык 53 года назад, в 1970-м. Только не я выбрал этот язык, Родина приказала. Правда, я ничуть не возражал. Я знал европейские языки — литовский, русский, английский, и мне даже было любопытно попробовать — смогу ли одолеть «китайскую грамоту». Льстило и то, что я буду первым литовцем, освоившим китайский.
И не могу согласиться, что тогда китайская проблема не была актуальной. Была, да еще как! Поэтому Советскому Союзу тогда и были остро нужны китаисты.
Даже мне, молодому лейтенанту, пришлось заочно, но совершенно вплотную заниматься этой страной. Уже в 1967 году я оказался на советско-китайской границе, а в 1969 году стал свидетелем кровопролитных событий на острове Даманский на приграничной дальневосточной реке Уссури.
Именно в те годы из-за немудрой, конъюнктурной, порою персонифицированной политики руководства обеих стран еще недавно братские отношения двух великих соседей дали временную трещину.
На роли политиков того времени в межгосударственных отношениях СССР и Китая считаю необходимым остановиться подробнее.
К примеру, территориальный вопрос. До определенного времени территориальные проблемы не влияли на советско-китайские отношения. Необитаемый, нередко затопляемый остров Даманский никому не был нужен. Так же и сопка Жаланашколь на западной советско-китайской границе. Так могло продолжаться еще сотни лет, если бы не политика…
Свидетели и стенограммы контактов между Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем, Дэн Сяопином с одной стороны и Сталиным, Хрущевым, Брежневым с другой, показывают, что в доведении поистине братских отношений двух народов до враждебных повинны руководители обеих стран. В данном случае принцип равной ответственности уместен.
Недостойный вклад советской стороны — это, в частности, некое высокомерие Сталина в отношении Мао Цзэдуна, его «черный кавказский юмор»; дипломатическая неотесанность Хрущева, его проколы во время первой встречи с Мао Цзэдуном в Пекине в 1954 году и его неспособность забыть об этом; провокационные высказывания Малиновского во время последнего визита Чжоу Эньлая в Москву в 1964 году, который заявил: «мы с Хрущевым покончили, теперь вам надо покончить с Мао», и многое другое.
Похожий «вклад» внесла и китайская сторона: описанное в деталях в мемуарах очевидцев издевательское отношение Мао к Хрущеву во время его визитов в Китай в 1958 и особенно в 1959 году; претензии Мао на лидерство в мировом коммунистическом движении после смерти Сталина; довольно нахальное «вышибание» у Хрущева ядерных технологий и многое другое.
Но главным, с моей точки зрения, было то, что Китай под руководством председателя Мао и Советский Союз под руководством Хрущева пошли по диаметрально противоположным стратегическим курсам.
Председатель Мао выбрал форсированное построение социализма в Китае — «большой скачок», повсеместное создание «коммун». А на мировой арене — на уничтожение «бумажного тигра» (империализма).
Хрущев, наоборот, сделал ставку на «десталинизацию», «либерализацию» во внутренней политике и «мирное сосуществование» с империализмом в политике внешней.
Сомнительные и, как показала история, ошибочные действия руководства обеих стран во внутренней и внешней политике дали достаточно «фактов» для обработки населения двух стран во враждебном духе.
«Хрущевская оттепель» в Китае называлась «ревизионизмом». Председателю Мао очень не понравилось то, как поступил Хрущев со Сталиным, раскритиковав его «культ личности» и вынеся из мавзолея. События 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии дали повод Китаю заявить, что СССР встал на путь «социалистического империализма». Размещение ракетно-ядерного оружия на Кубе в Пекине назвали авантюризмом, а его последующий демонтаж и вывод с острова — капитулянтством.
В СССР остро критиковалась «политика трех красных знамен», «большого скачка», особенно «культурная революция», культ личности Мао. СССР не поддержал Китай в пограничной войне 1962 года с Индией.
Практически все, что ни делала одна сторона, не устраивало другую.
По мере обострения идеологических, политических и личных разногласий между руководством стран начала обостряться обстановка на советско-китайской границе. Остров Даманский стал одним из поводов и местом нагнетания напряженности. Вначале умышленно организовывались выходы граждан КНР на остров, хотя руководители Китая конечно же прекрасно знали, что по документам, пусть и несправедливым, он — советский. Потом китайцев стали выводить с плакатами на фарватер реки, как бы указывая, где должна проходить граница.
Общение между китайскими и советскими пограничниками до поры до времени было относительно цивилизованным, однако по неумолимой логике событий контакты быстро переросли в словесные перепалки и рукопашные потасовки. Потом появились палки, ножи, карабины и автоматы…
2 марта 1969 года количество перешло в качество, пролилась кровь, погибли советские и китайские военнослужащие — невинные заложники такой политики.
То есть при желании, всегда можно найти формы и методы нагнетания напряженности между странами.
Как человек, связанный с Китаем теперь уже 56 лет, 26 из которых я жил и работал в этой стране, создал литовско-китайскую семью, могу с полной уверенностью сказать, что нынешние руководители, да и народы России и Китая, помнят ошибки предшественников и в ближайшей обозримой перспективе они не повторятся.
На дружбе России и Китая базируется и на глазах формирующийся новый миропорядок, учитывающий преимущества не только основанного на эксплуатации капитализма, но и справедливого для большинства социализма. В этом гарантия долговременности такой дружбы.
«СП»: Интересна ваша позиция по теме современного Китая: страна уже почти доминирует в мире по разным экономическим показателям, сильное влияние этой страны очевидна даже в далеких странах Африки и Латинской Америки. Как считаете — Китай в скором будущем станет настоящей доминирующей силой в мире, может заменить США?
— Выстраивается новый мировой порядок. Именно новый!!! Мир, где доминировала одна сверхдержава, не повторится.
Китай и Россия не без участия целого ряда других важнейших стран на всех континентах, объединяющихся в рамках БРИКС, ШОС и других международных организаций, уже довольно длительное время задумывались о необходимости «поставить на место» зарвавшиеся после падения СССР Соединенные Штаты и построить продуманный качественно новый мировой порядок. Теперь наступила пора активных действий по всем продуманным заранее направлениям, прежде всего экономическим, финансовым, дипломатическим, идеологическим, а с февраля 2022 года и военно-техническим.
Я знаю, что у китайцев совершенно другой менталитет, чем у англосаксов. Они понимают, что одна страна, какой бы она ни была могучей, не может и не должна править всем миром. Поэтому и не сомневаюсь, что мир не будет однополярным, в котором место США займет Китай.
Думаю, не повторится и биполярный мир, в котором шло острое противоборство двух противоположных, даже антагонистических мировых систем не на жизнь, а на смерть — и в этой схватке, как общепринято считать, капиталистическая система «хищников» закономерно победила социалистическую систему «млекопитающих». Якобы, по закону природы выживает сильнейший. Но известен также и другой закон, что без «млекопитающих» погибают и «хищники».
Китай настроен и твердо верит в возможность равноправного сосуществования, сотрудничества и взаимодополняющего развития разных стран. Тем более, что у него есть блестящий опыт внутри страны осуществления на практике закона диалектики (и природы тоже) единства и борьбы противоположностей (капитализма и социализма). Весь мир видит, какой это блестящий опыт, причем научно обоснованный!
Теперь Китай предлагает распространить этот научный подход развития человечества за пределы своей страны. Но не ради собственного господства. Правильная оценка опыта биполярного и однополярного устройства мира логично ведет к научному определению «золотой серединки». Она, кажется, уже найдена, и мире находится все больше стран, понимающих суть китайского примера.
«СП»: Что можете сказать насчет популярных сказок — «китайцы захватят Сибирь», или «Россию ждет китайская экспансия»? Наверное, тут не обошлось и без влияния западных центров пропаганды?
— Так называемого «территориального вопроса» между Россией и Китаем я коснулся в ответе на первый вопрос. Добавлю.
Хорошо, если бы это действительно были только сказки. К сожалению, это не сказки, а оружие, имя которому «разделяй и властвуй». Прекрасно помню, как хорошо известные в мире силы в своей пропаганде через радиостанции «Голос Америки», «Свобода» * уже пугали советских людей, прежде всего, россиян «желтой угрозой». Сколько было талантливых анекдотов на эту тему!
Тогда это нужно было для того, чтобы внести раскол в братские отношения, которые сложились между СССР и КНР после победы китайских коммунистов над гоминдановцами в 1949 году и переходом Китая на путь построения социализма.
Тогда китайцы строили социализм по советскому образцу, который оказался не достаточно совершенным. Советский Союз не выдержал соревнования с капитализмом и сошел с выбранного Лениным и его единомышленниками пути, бросился в другую противоположность. Китай не сошел с этого пути, после очень непростых перипетий внутренней политической борьбы учел недостатки социализма советского образца, сделал большой собственный вклад в науку о строительстве социализме и теперь успешно претворяет эту науку в жизнь. Я точно знаю, что в Китае наука в почете!
После сказанного, задумаемся, зачем Китаю планировать «захват» Сибири или Дальнего Востока, если они твердо взяли долговременный курс на построение «мирового сообщества единой судьбы», на равноправное сосуществование, сотрудничество и взаимодополняющее развитие разных стран? Такой мирный курс не оставляет места агрессии и захватам.
Если и были бы такие планы, они не реалистичны. В наше время оружия массового поражения попытка осуществления подобных планов гарантировано завершится мировой термоядерной войной, и тогда конец человечеству, в том числе и Китаю. В Китае это прекрасно понимают.
А мирное совместное освоение богатств Сибири (что уже медленно происходит) обещает в будущем настоящее процветание и для Сибири, и для Китая.
Кстати, если раньше «желтой угрозой» пугали только советских людей, прежде всего россиян, то теперь этим уже пугают и европейцев. Причина очевидна — Китай в своем развитии обгоняет Запад, показывает пример построения прогрессивного человеколюбивого общества. Надо его сдерживать. Надо опорочить этот заразительный пример, как когда-то советский. Надо вылепить из Китая образ врага. Благо возможности подконтрольных современных средств манипуляции народными массами позволяют решать любые идеологические задачи.
Хотя лично для меня само общепринятое на Западе понятие «сдерживание» и соответствующая политика является человеконенавистнической и должна быть признана вне закона. Она сродни удушению живого организма.
Хотя о чем я… В наше время капитализм уже перестал скрывать свою человеконенавистническую сущность. На виду у всего мира задушить кого-то — это в порядке вещей.
Вот против этого и восстает мир. Ради пресечения такого развития и строится новый мировой порядок.