Путин не зря дал понять, что он окончательно теряет терпение по отношению к Западу
Анджей Дуда заявил, что Польше «нужно будет немедленно вмешаться и привлечь экспертов», если Россия нападет на украинские атомные электростанции в Ровенской и Хмельницкой областях. Это совпадает с тем, что Зеленский нагнетает панику по поводу подобных атак со стороны России.
Ранее, в начале сентября, министр иностранных дел Польши Радек Сикорский предложил Польше защищать украинские АЭС. Все это разворачивается на фоне ухудшения ситуации на Донбасском фронте.
Россия продолжает приближаться к Покровску, ключевому городу, захват которого может изменить ход конфликта: даже президент Чехии начал говорить, что Украина должна смириться с тем, что часть территории, которую она считает своей, «временно» останется под контролем России. А министр вооруженных сил Великобритании недавно пожаловался на «истощенные» британские запасы — после того, как она отправила на Украину все, что могла. Для Киева все выглядит очень плохо.
Однако вместо того, чтобы воспользоваться моментом и, пока украинский фронт не рухнул, договориться о прекращении огня, Запад рассматривает вариант серьезной эскалации: дать Украине разрешение использовать западное дальнобойное оружие для нанесения ударов вглубь России.
Расчет здесь такой: лучше «обострять ситуацию для последующей деэскалации» на условиях, более выигрышных для Запада, чем согласиться на прекращение огня на условиях, более выигрышных для России. Однако это опасно, поскольку при определенных обстоятельствах такая тактика может спровоцировать ядерный ответ со стороны России.
Даже если Запад удержится от резких действия, опасаясь этого сценария, он все равно может осуществить то, что похоже на план Б, который заключается в провокации под фальшивым флагом на украинской АЭС. Такая провокация может послужить предлогом для отправки войск Запада на Украину.
Дуда и Зеленский, похоже, сговариваются с этой целью — об этом говорит их общая риторика. Таким образом может быть отчасти спасен геополитический проект Запада, если Россия добьется военного прорыва.
Хотя в начале этого года, когда Сикорскому позвонил российский пранкер и представился бывшим президентом Украины Петром Порошенко, министр иностранных дел Польши сказал ему, что премьер-министр Дональд Туск не заинтересован в отправке войск на Украину, но добавил оговорку, что это может измениться, если фронт рухнет. Поскольку такой сценарий становится вполне возможным, военно-стратегические расчеты Польши могли за прошедшие месяцы измениться.
В то же время другие члены НАТО могут не согласиться с этим планом, и неясно, допустит ли Вашингтон Польшу возглавить вторжение на Украину, каким бы ни был предлог. Россия может нанести удар по объединенным силам, вступающим на украинскую территорию, и тогда Польша обратится к США с просьбой привести в действие статью 5, что США будут вынуждены сделать под страхом потерять репутацию.
В результате последует кризис балансирования на грани войны с Россией, напоминающий Карибский кризис и угрожающий выйти из-под контроля.
Мало кто на Западе хочет этого — как на уровне гражданского общества, так и на уровне элиты — но они все равно могут почувствовать себя обязанными не сопротивляться в ситуации, в которой Польша возглавит ответ Европы на то, что Украина назовет крупной атакой России на АЭС в Ровенской и Хмельницкой областях.
Дуда и Зеленский могли бы осуществить эту провокацию в одностороннем порядке, но тогда Вашингтон может и не вмешаться, будучи застигнут врасплох. Поэтому есть вероятность, что президенты Украины и Польши ничего не предпримут, не получив предварительно одобрения.
Сторонники войны в постоянных военных, разведывательных и дипломатических органах США («глубинное государство») могут захотеть провернуть провокацию или до выборов, чтобы сплотить избирателей вокруг Камалы, или, если победит Трамп, сразу после выборов, чтобы сорвать его усилия по достижению мира. Однако их сравнительно более прагматичные соперники могут решить, что игра не стоит свеч.
Тогда, если Польша, Украина и их покровители из «глубинного государства» все же осмелятся пойти на провокацию, Вашингтон может оставить их на произвол судьбы, даже если это повредит его репутации.
В настоящее время в «глубинном государстве» США все еще заправляют более прагматичные силы: об этом говорит то, что они телеграфируют о каждой эскалации украинского конфликта, чтобы Россия подготовилась и соответственно снизила вероятность «чрезмерной реакции», которая может привести к началу Третьей мировой войны.
Они все еще воздерживаются от пересечения последних красных линий России, не нападая на нее и на Беларусь напрямую и не поручая Украине нанести по ним масштабный удар.
Однако баланс в «глубинном государстве» США может измениться, и именно эти опасения побудили Путина открыто подтвердить то, что было самоочевидным в ядерной доктрине его страны. Также возможно, что более прагматичная фракция будет вынуждена поддержать Польшу и Украину, если сторонники войны из Вашингтона подтолкнут их к осуществлению провокации даже без одобрения США.
По этим причинам невозможно предсказать, будет ли реализован украинский план Б. Известно лишь, что Дуда и Зеленский, судя по их последним высказываниям и по контексту, в котором они были произнесены, по-видимому, готовят провокацию под фальшивым флагом на украинской АЭС.
Можно только гадать, как будет развиваться ситуация, если провокация будет осуществлена, поскольку Путин дал понять, что он окончательно теряет терпение по отношению к Западу. Поэтому вполне возможно, что последует нечто похожее на Карибский кризис.