Похоронят ли Россия, Китай и Саудовская Аравия американскую экономику?
Наследник аравийского престола (и фактический правитель страны) Мухаммед ибн Салман, по всей видимости, решил пересмотреть приоритеты во внешней политике КСА и ищет новых союзников. А вот США, бывшие 80 лет главным стратегическим партнёром Саудовской Аравии, могут быть отодвинуты на второй план, пишет британское издание Rai Al Youm.
Интрига завязалась после телефонных переговоров Ибн Салмана с председателем КНР Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным. По всей вероятности, Эр-Рияд размышляет о присоединении к новому российско-китайскому альянсу, и подобный шаг может изменить расстановку сил не только в регионе Персидского залива, но и на всем Ближнем Востоке.
Любопытно, что наследный принц сам стал инициатором звонка в Пекин. А перед этим КСА отказалось наращивать добычу нефти ради снижения цен на энергоносители, хоть США об этом очень просили. Для Штатов это был ощутимый королевский пинок пониже спины: ведь они столкнулись с беспрецедентным скачком цен, вызванным санкциями против российских углеводородов. А дополнительные объёмы нефти на мировом рынке как раз и позволили бы обуздать рвущиеся вверх цены. Отказ, кстати, никого не удивил: отношения Эр-Рияда и Вашингтона во время президентства Байдена резко ухудшились.
Разумеется, Штаты, вернее, президент Байден сам нарвался. У саудитов был повод крепко обидеться на своего давнего партнёра: слишком уж гневно он обвинял Эр-Рияд и наследного принца в нарушениях прав человека и убийстве журналиста Джамаля Хашогги. Помните, скандал был в Турции — Хашогги вошел в посольство Саудовской Аравии, но живым оттуда не вышел.
Байден во время президентской гонки грозил сделать правителей Саудовской Аравии париями, а усевшись в президентское кресло дал указание опубликовать засекреченный Трампом доклад разведки об обстоятельствах убийства Хашогги. В этом докладе Мухаммед ибн Салман обвинялся в организации убийства журналиста. И в довесок США наложили санкции на лиц, причастных, по их мнению, к этому убийству.
Понятное дело, что наследник престола был, скажем так, сильно недоволен тем, что Белый дом решил перетрясти грязное бельё королевского дома на глазах всего мирового сообщества.
Но дело не в давних событиях, а в том, что ибн Салман пригласил председателя Си Цзиньпина посетить Саудовскую Аравию и пообещал ему «сердечный прием». И хотя информации о том, были ли достигнуты какие-то договорённости, как и о том, принял ли китайский лидер приглашение, пока нет, но понятно, что КСА заинтересовано в установлении с Поднебесной более тесных связей.
Темы, которые наследник обсуждал с президентом России также не афишируются. Известно только, что Владимир Путин одобрительно оценил отказ Саудовской Аравии увеличивать добычу нефти и позицию ОПЕК в этом вопросе. Но то, что этот телефонный разговор саудовского принца и российского президента был уже вторым с начала специальной военной операции на Украине, наводит на размышления о том, что КСА — один из несомненных региональных лидеров — дорожит дружественными и деловыми отношениями с Россией.
— Сейчас ни Китай, ни Саудовская Аравия не присоединились к тем санкциям, которые Запад наложил на Россию, здесь уже есть единая позиция, — полагает Елена Телегина, декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа.
— В целом КСА заинтересовано в сохранении стабильности на нефтяном рынке. В этом оно наш союзник. Это несомненно.
У Китая свои интересы, он не производитель, в отличие от Саудовской Аравии и России, а потребитель. Здесь, скорее всего, важнее политические мотивы, чем поддержание высоких цен на нефть. Но эта страна — один из крупнейших потребителей, поэтому он тоже играет важную роль на мировом рынке нефти. Но, поскольку у участников этого предполагаемого треугольника интересы всё-таки разные, сложно представить, чтобы они действовали совместно.
«СП»: — Возможно ли, что в рамках этого союза будет реализована идея: КСА и другие члены ОПЕК всю добываемую нефть бросают на рынки стран, не имеющих возможности покупать российскую нефть из-за антироссийских санкций, а свои внутренние потребности закроют российской нефтью?
— У меня тут возникают сомнения. Все нефтеперерабатывающие заводы подстроены под определённые сорта нефти, которые и закупаются. Далеко не все нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии и других странах ОПЕК смогут вот так просто начать перерабатывать российскую нефть. Поэтому перебрасывать объёмы туда-сюда — это очень странное предложение.
Возможность политико-экономического союза со взаимными обязательствами и прочим между КСА, Китаем и Россией вызывает определённые сомнения и у экспертов-страноведов.
— Не стоит забывать, что у саудитов с президентами от Демократической партии США традиционно складываются напряжённые отношения, — напоминает аналитик Анатолий Несмиян.
— Достаточно вспомнить, как во время президентства Обамы Хиллари Клинтон, занимавшая пост Госсекретаря США критиковала КСА. Она ведь им «арабскую весну» пророчила! В Королевстве прекрасно понимали, кто стоял за этими «вёснами», кто их организовывал. И этого они демократам не забудут.
Китай же вряд ли будет сейчас принимать какие-то кардинальные решения. Для этой страны на первый план выходят вопросы, касающиеся внутренней ситуации. Во второй половине года должен состояться съезд КПК, на котором будет приниматься решение о третьем сроке Си Цзиньпина. В 2018 году были приняты поправки к Конституции, и, среди прочих изменений, из неё было убрано положение, в соответствии с которым председатель КНР мог занимать свой пост только два пятилетних срока. Так что Си Цзиньпин может стать первым председателем КНР, занявшим этот пост в третий раз. Только после того, как будет окончательно определено, кто будет руководить страной следующие пять лет, можно будет рассуждать о перспективах новых союзов.
Что до Саудовской Аравии, то это государство, по мнению эксперта, сейчас ищет, с кем бы подружить против Байдена и демократов. Если на следующих выборах, которые состоятся в ноябре 2024 года, в США победят республиканцы, то, скорее всего, отношения между двумя странами сразу же станут задушевными. Но если вдруг в Белом доме на очередной срок засядут демократы, то тут уже можно будет говорить о том, что КСА начнёт искать новых союзников.