Венгрия не знает, как помочь соотечественникам, притесняемым на Украине
Венгрия попросила помощи стран ЕС в ситуации с притеснением венгерского меньшинства в Закарпатье, заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
«Я попросил у коллег помощи в связи с ситуацией концентрированного и серьезного нападения на венгерское национальное меньшинство в западной части Украины. Директоров школ, педагогов, связанных с венгерским национальным меньшинством, неожиданно увольняют безо всякой причины», — подчеркнул он.
Он также заявил, что весь Евросоюз должен выступить против притеснений венгров, поскольку Венгрия является полноправным членом объединения, а обязанностью Брюсселя является защита общеевропейских правил, в том числе касательно национальных меньшинств.
«Мы рассчитывали, что в ходе переговоров о вступлении Украины в ЕС ситуация с национальными меньшинствами на Украине улучшится, это было бы логично, правильно и правомерно. Но этого не произошло, ситуация после декабрьского закона стала хуже», — отметил Сийярто.
Ранее местные СМИ утверждали, что с общественных учреждений города Мукачево и местных сел были сняты венгерские флаги, а несколько руководителей венгерских учреждений, близких к Обществу венгерской культуры Закарпатья, были уволены.
В ответ на эти сообщения госсекретарь МИД Венгрии по двусторонним отношениям Тамаш Менцер назвал неприемлемым притеснение венгерского национального меньшинства в украинском Закарпатье и призвал местные власти прекратить «зверства» против венгров. А президент Венгрии Каталин Новак сообщила, что высказала в письме украинскому коллеге Владимиру Зеленскому замечания по поводу закона о нацменьшинствах, касающиеся положения венгров в Закарпатье, однако тот не отреагировал.
Киев с завидным упорством игнорирует все жалобы Будапешта, а тот в ответ блокирует его европейские и евроатлантические инициативы, а также выделение Украине финансовой помощи по линии ЕС.
При этом стоит отметить, что европейские власти и раньше не делали ничего, чтобы изменить ситуацию. Очевидно, никаких рычагов давления на Киев, находящийся под управлением Вашингтона, у них просто нет. Едва ли они появятся теперь, тем более, что Украина на фоне СВО продолжает строить из себя жертву, которой дозволено все.
И есть основания считать, что Украина готова радикально решить «венгерский вопрос» при помощи мобилизации. Последние несколько дней представители военкоматов дежурили в общественных местах, а также проводили подомовой и поквартирный обход с вручением повесток в городах Берегово и Виноградов, селе Сюрте, которые являются местами компактного проживания венгерской диаспоры, доля которой от местного населения составляет 30−50%. Венгерские журналисты опасаются, что если так будет продолжаться, венгров в Закарпатье попросту не останется.
— Противоречия между Венгрией и Украиной по вопросу соблюдения прав этнических венгров на территории Украины носят системный характер, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Публичные конфликты начались задолго до 2022 года. Но после февраля 2022 года этот вопрос надо рассматривать с учетом той особой позиции, которую занимает Будапешт в противостоянии Запада и России, ведь многие другие страны ЕС сегодня просто «не заметили» бы проблем с правами своих соотечественников. Именно венгры наиболее последовательно пытаются отказаться «стрелять себе в ногу» и часто выступают с особой позицией относительно политики ЕС на российском направлении, а значит и в отношении Украины. Обращение в европейские структуры с просьбой обратить внимание на проблемы украинских венгров — это повышение ставок в конфликте с Киевом. В Брюсселе будут вынуждены как-то, пусть даже формально, отреагировать на это обращение.
«СП»: — Кстати, какие у Венгрии есть методы давления на Украину, кроме блокирования помощи и устремлений в НАТО? Насколько они действенны?
— Как известно, не менее важное, чем стремление в НАТО, направление внешней политики для Киева — это евроинтеграция, тут венгры тоже могут дополнительно многое усложнить Украине. Кроме того, можно вспомнить, что в Будапеште не упустили возможность уколоть Украину в ситуации с гибелью польских граждан от украинской ракеты, и в будущем любые сложные для Киева информационные ситуации тоже могут быть разыграны венгерской стороной. Но в любом случае, не следует переоценивать возможности Венгрии в давлении на Украину. В нынешних условиях, скорее у Киева появилось значительно больше возможностей давить на Венгрию, чем это было еще год назад, или, по крайней мере, демонстративно игнорировать недовольство Будапешта.
«СП»: — По словам Сийярто, Евросоюз должен выступить против притеснений венгров, поскольку Венгрия является полноправным членом объединения. Кто Брюсселю тут более ценен: Венгрия или Украина?
— Так вообще вряд ли можно поставить вопрос. Украина сегодня — ценнейший актив, который используется в противостоянии с Россией. Поэтому, пока что Украине сходит с рук практически все что угодно: неонацизм, коррупция, жесткий авторитарный режим с преследованием инакомыслящих и правовым беспределом, дипломатическое хамство, неконвенциональное ведение боевых действий и многое другое.
Даже американцы не осаживают киевскую власть по многим вопросам, чтобы не демотивировать украинцев в войне с Россией, тем более этого не будут делать в Евросоюзе. Венгрия — один из наиболее непростых и неуживчивых членов ЕС, но, во-первых, все понимают, что там через какое-то время может поменяться власть, а с ней поменяется и позиция Будапешта, и тогда Венгрия опять станет «нормальной» страной ЕС. Во-вторых, сейчас для Запада очень важно демонстрировать единство, поэтому венграм не только выкручивают руки, но и идут на определенные уступки, в свою очередь, и в Будапеште, например, выделяют льготные кредиты Киеву, как и в других странах ЕС и в целом придерживаются западной повестки относительно России.
«СП»: — Ну, а американцы? Зачем им противостояние Украины с одним из членов НАТО, который к тому же не пускает в НАТО саму Украину?
— У США с Венгрией достаточно сложные отношения, настолько, что периодически между ними возникают серьезные дипломатические скандалы. Так, буквально пару месяцев назад, высокопоставленный венгерский чиновник прямо обвинил Вашингтон во вмешательстве в выборы в стране и финансировании оппозиционных партий. И это не единственный пример. Так что на Будапешт американцы и так стараются влиять с помощью самых разных инструментов. К слову то, что США закрывают глаза на притеснения этнических венгров на Украине, тоже может быть одним из таких инструментов.
«СП»: — По-вашему, когда и чем закончится это противостояние? Только когда Венгрия таки заберет Закарпатье?
— Часто в СМИ и, особенно, в телеграм-каналах вопрос раздела Украины подается как абсолютно решенное дело. Реально же это не так. Напомню, что это лишь один из возможных сценариев. И будет ли он реализован, зависит, в первую очередь, от того, чем завершится СВО России на Украине. Если Российская Федерация не сможет добиться стратегического успеха, то Украина сохранит свое значение, как таран против России, ее продолжат укреплять в военном плане. И до тех пор, пока будет существовать большая и достаточно сильная Россия, никто не будет ослаблять Украину, тем более забирая какие-то территории. Если же России удастся добиться серьезных успехов на поле боя, то тогда возможны и такие варианты развития событий, но пока это обсуждать явно преждевременно.