Аналитик оценил планы турецкого лидера вновь стать посредником между Москвой и Киевом
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, вероятно, в ходе его предстоящей в начале 2024 года встречи с российским коллегой Владимиром Путиным намерен ему предложить возобновить переговоры с Украиной при посредничестве Анкары.
Об этом сообщил турецкий политический аналитик Энгин Озер.
«Президент Эрдоган настроен взять на себя роль посредника в украинском кризисе. У Турции есть возможность разговаривать с обеими конфликтующими сторонами одновременно», — сказал он.
«Свободная Пресса» поинтересовалась у российского аналитика, президента научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгения Сатановского, в какой мере вероятен сценарий по такого рода переговорам Москвы и Киева.
— Реджеп Тайип Эрдоган, играя в большую международную политику, строит свою империю. В этом плане он везде «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Эрдоган и главный защитник ислама, и почти халиф, и главный посредник в отношениях между Россией и Украиной, и пробивает зерновую сделку, — осиновый кол бы этой сделке в бочину, — и, естественно, на Ближнем Востоке рвется в посредники, крышуя близкородственный ему ХАМАС. Ну — хорошо, пусть предлагают…
«СП»: Почему, на ваш взгляд, турецкий президент так озабочен конфликтом? У него есть некая заинтересованность, или он набирает какие-то политические очки?
— Да Эрдоган уже поделил внутри себя всю территорию бывшего СССР на регионы, которые под ним. Причем, кстати говоря, и бо́льшую часть Российской Федерации.
Не видеть этого невозможно. Это везде — от школьных учебников до всех документов Организации тюркских государств. Чиновники Эрдогана сдают на эту тему экзамены при поступлении на госслужбу, ориентируясь на то, какой регион в будущем чем должен быть. Вся тема непризнанной тюркской государственности — под это.
Крым для Эрдогана — это не Россия, это его исконная Турция, отторгнутая злыми московскими гяурами, — как всех наших называют в Турции, — во главе с князем Потемкиным-Таврическим 200 с лишним лет назад. И Азов — это Турция. И Одесса вовсе не Одесса, а Хаджибейский лиман. То же самое касается Балкан, Молдавии, и то же самое касается всего на Украине, что не было Польшей.
Что вы от Эрдогана хотите? В его глазах — это все его! Потому-то он так себя и ведет.
Более того, ему нужна Украина с ее остатками, но, тем не менее, достаточно серьезным оборонно-промышленным комплексом, с ресурсами страны. Он уже застолбил под себя все, что только можно в ходе визитов к нему президента Украины Владимира Зеленского, в ходе визитов самого Эрдогана к Зеленскому. Эрдоган даже с собой генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша во Львов брал.
Достаточно поднять пакеты договоров Киева и Анкары, чтобы понять, что по судостроению, по беспилотникам, по ракетам, да и по ядерной сфере у Эрдогана много чего на Украине.
Это для нас Украина часть русского мира, что бы под этим не подразумевалось. Да только православный мир сегодня на Украине не просто расколот — местная раскольническая церковь, она ведь под Константинопольским патриархатом. То есть лично под Эрдогаом.
Раскол православия — беспрецедентный, ставящий крест на Переяславской раде, на Крещении Руси, да и на всем остальном, что было по православной теме. Это в огромной мере личная игра Эрдогана.
А мы, хоть кто-то у нас, по этому поводу хоть слово сказал? Нет. Точно так же, как и по превращению собора Святой Софии в мечеть, второй раз за историю этого крупнейшего в мире православного храма. Второй раз!
Вот и получается, что в данном случае Эрдоган — круче Мехмеда-завоевателя, и много круче Мустафы Кемаля Ататюрка.
Вообще-то, в свое время Эрдоган завел патронаж «Хизб ут-Тахрира» [«Партия исламского освобождения» — «СП»]* среди крымских татар. Единственная бывшая советская республика, где эта организация официально работала и работает — Украина.
В свое время Эрдоган стал главным покровителем крымско-татарских сепаратистов вроде Мустафы Джемилева и его Меджлиса** — Эрдоган взял их под крышу турецкой государственности, поскольку автор книги «Стратегическая глубина» Ахмед Давутоглу — бывший министр иностранных дел Турции, бывший премьер-министр Эрдогана, — он же крымский татарин.
И что после этого задавать вопросы — какого черта ему Украина?
«СП»: Вообще нужны ли, на ваш взгляд, России посредники для урегулирования конфликта с Киевом?
— А зачем России посредники в общении, я понять не могу — я ведь не политик, и вообще человек туповатый.
Я, как услышал от президента России Владимира Путина в самом начале специальной военной операции слово «денацификация», — даже не «демилитаризация», а именно «денацификция», — для меня это закрыло тему любых переговоров с кем угодно.
Сталин с Гитлером, а Советский Союз с Третьим рейхом до капитуляции — безоговорочной, полной и абсолютной, — никаких переговоров не вели. Хотя, понятно, что в конце войны, когда союзники Гитлера косяком выходили из войны, переходили на сторону Советского Союза, — там и Болгария была, и Румыния, — да, для каждого из находилось доброе слово. Даже для Финляндии, которая, вообще-то говоря, в огромной мере блокировала Ленинград в ходе блокады. Но раз Маннергейм решил выйти из войны — почему же нет? И Финляндия даже осталась в качестве нейтрального государства.
Так что в данном случае, я не знаю зачем до капитуляции нацистского режима Зеленского, — а что он нацистский, я убежден даже без его характеристики в таком виде со стороны российского президента, — вступать в какие-либо переговоры. Нам не о чем говорить. Ни о чем. С моей точки зрения, все это вредно до крайности, опасно до крайности, бессмысленно до крайности и ни к чему хорошему не приведет.
Но так рассуждаю я — человек не политический, и не имеющий ни ограничений и обязательств, ни того кругозора, который есть у российского руководства. А что по этому поводу говорят турецкие аналитики — честно говоря, все равно.