Евро-лихорадка вслед за Украиной и Грузией охватила и Армению

Зачем команде Пашиняна референдум о евроинтеграции?

Евро-лихорадка вслед за Украиной и Грузией охватила и Армению

Проведение в Армении референдума о вступлении в ЕС сегодня является нецелесообразным, несмотря на то, что у народа республики есть европейские стремления, заявил армянский премьер-министр Никол Пашинян.

«Нам говорят, что мы должны провести референдум, чтобы показать, что народ поддерживает идею стать членом ЕС. Я сам говорил, что Армения готова быть настолько близко к ЕС, насколько ЕС считает это возможным. Если мы проводим референдум, мы должны проводить кампанию.

В таком случае люди будут задавать нам вопросы: как, когда, хочет этого ЕС или нет? Люди спросят, готов ли ЕС принять нас. Я не могу дать ответ на этот вопрос", — сказал он в ходе выступления на заседании «Армянского демократического форума», в котором в том числе принимали участие послы ЕС и США.

Вот только сомнительно, что Евросоюз захочет сближаться с Арменией. В лучшем случае дадут статус кандидата, как до этого Грузии и Украине. Вот только этот статус ничего не значит.

Надо думать, Пашинян, Мирзоян и прочие это прекрасно понимают. Но зачем тогда весь этот огород городить?

— Референдумы о вступлении в ЕС проводятся в каждой стране, которая провела все переговоры, выполнила все условия, и которую ЕС готов взять, — напоминает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Вадим Трухачев.

— Скажем, Норвегия на референдуме 1994 года сказала членству в ЕС «нет», хотя её готовы были взять. А Швейцария отмела даже сами переговоры о членстве там. Так что это нормальная практика — но не в случае Армении, которую в ЕС никто не звал.

«СП»: По-вашему, какие результаты показал бы этот референдум в случае его проведения? Много ли кто в Армении хочет евроинтеграции?

— В Армении обижены на Россию, и проголосуют назло ей за что угодно. Примерно так же вела себя раньше и Грузия, которая обиделась на Россию ещё больше… Вопрос в том, что Евросоюз этим голосованием не проймёшь.

«СП»: Примеры Грузии и особенно Украины — перед глазами. Но пропаганда все равно может изменить общественное мнение и сделать меньшинство сторонников евроинтеграции большинством в короткие сроки?

— Там считают ЕС и Францию «альтернативой» России, которая якобы Армению предала. Но беда в том, что с общественным мнением мы не работали, а ЕС — работал. И никакие переводы, никакие поездки армян к нам на заработки эту работу заменить не смогли.

«СП»: А может ли ЕС предложить Армении членство? Ну, или кандидатство — в очереди после Турции, Грузии, Молдовы и Украины?

— Кандидатство — да. Членство — нет. У него на очереди Балканы. Пока с ними не разберётся, на постсоветское пространство не полезет. Кроме Молдавии, которую можно посчитать балканской страной.

«СП»: Чем Армения может быть интересна Брюсселю?

— Интересна как потенциальная территория для транзита газа из Ирана в Европу в обход Турции. Отчасти — как далёкая христианская страна. Как очередная «заноза» для России, отчасти — для Турции. Всё, больше ничем она не интересна.

— Нельзя исключать, что представители команды Никола Пашиняна еще вернутся к теме проведения референдума о вступлении в ЕС, считает политический аналитик Михаил Нейжмаков.

— Как известно, ранее спикер парламента Армении Ален Симонян отмечал, что проведение такого референдума возможно «когда-нибудь в ближайшем будущем». С проведением такого референдума в команде премьера Армении вполне могут связывать надежды, что это задаст новую позитивную повестку, по крайней мере, для многих из тех, кто поддерживал Никола Пашиняна на пике его популярности в 2018 году.

Такая инициатива могла бы стать частью продвижения месседжа, что сохранение у власти правительства Пашиняна будет означать курс в ЕС. В этом смысле действующему правительству страны было бы выгоднее приберечь эту тему до парламентской кампании.

Для аналогии — вспомним Молдавию, где конституционный республиканский референдум о вступлении страны в ЕС пройдет в октябре 2024 года одновременно с парламентскими выборами. При этом отметим, что очередные парламентские выборы в Армении должны пройти в 2026 году.

Читать также:  Герои СВО предупредили мигрантов: До фронта доходят плохие новости. Не надо нас дразнить

Но возможна и другая причина, почему ранее эта тема была затронута Аленом Симоняном. Как известно, в рамках переговоров с Ереваном Баку настаивает на внесении изменений в Конституцию Армении. В настоящий момент в этом документе содержится ссылка на Декларацию независимости Армении, где упоминается Нагорный Карабах, что для азербайджанской стороны неприемлемо.

МИД Армении в начале июня 2024 года назвал такие требования грубым вмешательством во внутренние дела страны, а Никол Пашинян отмечал, что такие вопросы «не могут быть частью переговоров». Тем не менее, сама возможность внесения изменений в Конституцию в Армении обсуждается, действующий премьер страны также недавно напомнил, что поднимал такие вопросы еще в 2018 году, когда пришел к власти.

Если внесение изменений в Конституцию Армении состоится, тем более, по тем вопросам, на которых де-факто настаивает Баку, это с высокой вероятностью вызовет новый всплеск протестной активности, направленной против Пашиняна.

В таком случае, чтобы мобилизовать более широкую аудиторию, действующий премьер Армении вполне мог бы в будущем предложить вынести на референдум в одном пакете указанные поправки и, например, закрепление в Конституции курса на вступление в ЕС.

Кроме того, конечно же, и само по себе решение о вступлении в надгосударственную международную организацию, согласно части 1 статьи 205 Конституции Армении, требовало бы проведение референдума.

«СП»: По-вашему, какие результаты показал бы этот референдум в случае его проведения?

— Сейчас достаточно велика вероятность, что на гипотетическом референдуме в Армении курс на вступление страны в ЕС был бы большинством голосов поддержан.

Если бы такой референдум был назначен, правительство страны скорее всего делало бы акцент на возможности получения экономической помощи от ЕС, перспектив предоставления в рамках курса на евроинтеграцию безвизового режима с Евросоюзом, а также стремилось бы доказать, что, хотя ЕС не является военным блоком, вооруженный конфликт со страной-членом Евросоюза был бы связан с дополнительными политическими вызовами для государства, которое на такой конфликт пойдет.

«СП»: А ЕС может дать Армении хотя бы статус кандидата, как Грузии?

— Понятно, что референдум в Армении по такому вопросу сам по себе ни к чему бы ЕС не обязывал. Конечно, ряд политиков и общественных деятелей в европейских странах призывали к предоставлению Армении статуса кандидата в члены ЕС.

Подобная идея была представлена, например, в опубликованном в конце марта 2024 года докладе «Сети друзей Армении», которую возглавляет экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.

Но на уровне официальных европейских структур предоставление такого статуса, как правило, увязывается с внутренними реформами, на которых будет настаивать Брюссель. То есть, даже при самом благоприятном для Еревана развитии событий, до предоставления ему официального статуса кандидата в члены ЕС, скорее всего, прошел бы заметный промежуток времени.

«СП»: Москве как ко всему этому относиться? Махнуть рукой, мол, чем бы дитя не тешилось — или предпринять какие-то действия?

— Отношения Москвы и Еревана и так весьма сложные. Понятно, что, чем активнее Брюссель будет работать с Арменией, тем больше вызовов будет появляться для влияния Москвы на Ереван.

Скорее всего, эта ситуация станет дополнительным мотивом для России по поддержке оппозиции в Армении и, возможно, поиску новых перспективных оппозиционных лидеров, которые были бы готовы работать с Москвой.

Другое дело, что Никол Пашинян уже демонстрировал, что может удерживать власть даже в опасных для себя кризисных ситуациях, а направленные против него протестные кампании пока не добивались принципиального успеха.

Но, возможно, внутриполитические риски для действующего премьера Армении усилятся к парламентским выборам 2026 года.