Для чего Брюссель вкладывается в мертвый проект «не Россия»?
Евросоюз будет готов в будущем привлечь инвестиции на восстановление Украины только в обмен на реформы, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции по итогам саммита ЕС.
«ЕС совместно с США намерен разработать путь к привлечению инвестиций на восстановление Украины, но эти инвестиции должны сопровождаться реформами. Реформами системы управления, повышением независимости судебной системы, борьбой с коррупцией, чтобы создать позитивные условия для бизнеса», — подчеркнула фон дер Ляйен.
Ранее глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что лидеры стран Евросоюза и их партнеры из «Большой семерки» готовы предоставить на помощь Украине дополнительно около €9 млрд. А посол Германии на Украине Анка Фельдгузен сообщила, что правительство ФРГ планирует выделить Украине €1 млрд грантовой помощи.
Интересно, опять решили деньги на ветер пустить? Кто в здравом уме и трезвой памяти будет вкладываться в Украину, тем более сейчас, когда на ее территории идут боевые действия? О каком восстановлении может идти речь до тех пор, пока не закончится российская спецоперация.
А когда она закончится? Европейцы так уверены, что Украина вообще сохранится, да еще и в том виде, что у них не пропадет желание давать ей деньги? Какие реформы? Они оторваны от реальности? Вопрос стоит о существовании Украины как таковой, а они — про реформы…
— Любую поддержку, в том числе кредиты, страны Запада всегда увязывают с целым рядом условий, которые страна-получатель должна выполнить, — напоминает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Таким образом можно форматировать развивающиеся страны в правильном с точки зрения европейцев и американцев направлении. Это совершенно обычная практика.
«СП»: — Почему сейчас? Наверное, не самое лучшее время для этого… в ЕС всерьёз верят в то, что Украина сохранится?
— ЕС активно участвует в прокси-войне против России, в которой, разумеется, хочет победить, а это значило бы, что Москве не удастся реализовать на Украине поставленные цели. Так что было бы странно, если бы европейцы изначально исходили из того, что Украина не сохранится. И уж точно на данном этапе о таком варианте они публично говорить не будут.
«СП»: — Может, это просто отговорка? Может, в ЕС готовят почву для того, чтобы снизить поддержку Украины, мол, они реформы не проводят… Или чтобы заставить Киев выполнять все указания? Например, пойти на территориальные уступки?
— Да, вполне возможно. На волне тотальной информационной и политической поддержки, Украина стала вести себя куда более уверенно и даже нагло, с чем европейцам в нынешних условиях приходится мириться. На небольшом временном промежутке это не было особой проблемой, но так как всё явно затягивается, Брюссель будет потихоньку развязывать себе руки и возвращать привычные инструменты давления на Киев, для того чтобы более эффективно добиваться от украинской власти нужных решений и просто иметь возможность поставить украинское руководство на место.
«СП»: — А где они планируют искать инвесторов? Кто в здравом уме вложится в Украину?
— С инвестициями часто все не так линейно. Например, европейские компании, которые производят стройматериалы и занимаются строительством, получат возможность восстановить какие-то разрушенные объекты инфраструктуры на Украине, в той же Львовской области, а ЕС прокредитует это. То есть Украина, которая возьмет очередной займ, денег реальных не увидит. Ну и, опять же, под определенные реформы вполне можно дать «живых» денег, так как это позволит в большей степени контролировать украинское государство. Примером тому могут служить созданные в рамках подобных реформ антикоррупционные органы, такие как НАБУ, которые де-факто управлялись из-за рубежа.
«СП»: — Насколько все эти требования перекликаются или хотя бы не противоречат интересам США? ЕС тут, по-вашему, ведёт самостоятельную игру?
— Вне всякого сомнения, интересы ЕС и США не тождественны, более того, американцы решают ряд своих проблем за счет европейцев. Но пока что сохраняется очень высокий уровень консолидации коллективного Запада, причем это единство базируется не на прагматических, а на идеологических основаниях. Поэтому можно говорить, что сегодня Брюссель многое готов принести в жертву ради общей победы над Россией и свои инструменты давления на Украину европейцы будут использовать именно для того, чтобы добиться поражения России, что более чем устраивает Соединенные Штаты.
— «Мы вам деньги, вы нам — реформы», это классическая схема по ограблению Западом так называемых «молодых демократий», — уверен политический консультант, медиатехнолог Константин Долгов.
— Украина не исключение. Грабёж всегда маскируется под денежную помощь во имя благих намерений. Например, может быть так. Евросоюз говорит Киеву: нужна земельная реформа. Что под этим понимается? Разрешение на свободную продажу земли, в том числе — иностранным компаниям. То есть вложив мизерную сумму в виде «помощи», Запад может рассчитывать на колоссальные прибыли. Их даже измерить сложно, ведь если планету ожидает глобальный голод, то никакие деньги не смогут заменить выращенное на этой земле зерно.
Есть и «реформы» другого рода: они направлены на сокращение украинского населения. Тут и пропаганда ЛГБТ, и сокращение коек в больницах, и урезание социальных выплат. Профит Запада здесь очевиден: чем меньше в стране населения, чем оно беднее — тем проще и дешевле проводить подобие «выборов» и назначать своих сукиных сынов вроде Зеленского.
Бытует мнение, что сейчас Евросоюзу «невыгодно» оказывать Украине финансовую помощь. Это чушь, конечно. Там, где есть большие деньги, всегда есть те, кто может их «освоить». Почему никто не допускает мысли, что евробюрократия может действовать в спайке с киевскими чиновниками? Или слово «откат» незнакомо для Брюсселя? Ой ли! Кто до сих пор полагает, что у нас всё самое плохое, а «там» всё самое хорошее, будет весьма разочарован при столкновении с реальностью.