ЕС пытается перекрыть каналы «параллельного импорта» в Россию, но степь — большая, горы — высокие
Страны Центральной Азии пообещали Евросоюзу продолжить взаимодействие в обходе антироссийский санкций. Об этом говорится в коммюнике по итогам встречи министров иностранных дел Евросоюза и стран ЦА.
Встреча прошла в Люксембурге 23 октября 2023 г. В ней приняли участие министры 27 стран ЕС, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
«ЕС проинформировал об одиннадцати пакетах ограничительных мер, принятых им на данный момент, и подчеркнул важность ориентированного на результат диалога и сотрудничества в контексте режимов санкций ЕС. ЕС подчеркнул важность предотвращения обхода санкций, и участники договорились продолжать свое взаимодействие в этом отношении», — говорится в совместном заявлении.
Главы внешнеполитических ведомств также обсудили вопросы сотрудничества и безопасности, кроме того, договорились о проведении саммита в первой половине 2024 года.
Состоялось в Люксембурге и заседание Совета сотрудничества ЕС—Казахстан.
«В текущем геополитическом контексте ЕС высоко оценил сотрудничество Казахстана в решении проблемы обхода санкций и подчеркнул важность продолжения усилий по прекращению реэкспорта общеупотребительных высокоприоритетных товаров», — говорится в заявлении Совета ЕС.
Ранее казахстанские власти сообщили о том, что 106 видов товаров двойного назначения не могут быть экспортированы из республики в Россию. При этом министр торговли и интеграции республики Арман Шаккалиев заявил, что в отношении России нет никаких запретов в отношении торговли, но Казахстан соблюдает свои международные обязательства.
«Что касается товаров, по которым есть специальный экспортный режим. Эти товары вытекают из наших международных обязательств. В том числе в рамках ООН. Это 10 категорий товаров. Поэтому никаких запретов на экспорт в РФ нет. Это надо четко понимать. У нас товарооборот растет. В рамках ЕАЭС мы соблюдаем свои обязательства. Но в то же время мы свои международные обязательства соблюдаем», — подчеркнул он.
О следовании санкционному режиму заявлял в сентябре на встрече с канцлером Германии Олафом Шольцем и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Через страны Центральной Азии в Россию частично идет реэкспорт товаров, поставки которых пытается заблокировать Запад в рамках своих односторонних рестрикций. Перед встречей в Люксембурге верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что регион очень важен для ЕС, «особенно в плане недопущения обхода санкций против России».
Востоковед, политолог Елена Супонина отметила, что заявления властей стран ЦА относительно антироссийских рестрикций — это не просто риторика.
— Какие-то меры будут приняты. Думаю, руководство этих стран прогнется под давлением США и Евросоюза. Но прогнется ровно настолько, чтобы подтвердить свои желания сохранить хорошие отношения с Вашингтоном. То же самое мы видим на примере Турции, ряда арабских стран. Но в силу другой необходимости, а именно сохранять политические и торгово-экономические отношения с Россией, эти государства будут искать возможности продолжения сотрудничества с нашей страной, тем более что бизнес всегда найдет лазейки и уже их находит.
«СП»: Но параллельный импорт идет не только через ЦА, но и тот же Китай, Турцию, другие страны. Так насколько для России может быть критично его блокирование странами Центральной Азии?
— Американцы давят на всех. Они понимают, что если прикрыть в одном месте, то может потечь в другом, поэтому работают по этому вопросу и с Индией, и с Турцией, и с Эмиратами, но какие бы заявления эти страны не делали о желании удовлетворить требования Вашингтона на практике, все равно, пусть и с большими сложностями, но параллельный импорт продолжится.
«СП»: Не боятся страны Центральной Азии своими действиями и заявлениями испортить отношения с Москвой? Когда-то терпение может и лопнуть.
— Как раз поэтому они и действуют очень осторожно, пытаются усидеть на двух стульях. Иногда это удается.
«СП»: Почему у властей стран ЦА, и не только у них, не хватает духу заявить, что они не участвуют в чужих, к тому же незаконных рестрикциях?
— Потому что помимо отношений с Россией есть и отношения с Западом, ест гранты, финансовые вливания, инвестиции, поэтому они и балансируют.
«СП»: Эти вливания, насколько я понимаю, не так велики, а отношения с Россией и экономические, и политические, и другие гораздо серьезнее и теснее, да и складывались многие годы. Запад же больше обещает, чем делает. Зачем так рисковать ими?
— Ситуация двойственной лояльности продолжится. Это может быть не очень нравится Москве, хотелось бы большего, но Вашингтону это еще больше не нравится. Американцы удивляются, что они давят сильно, но никто их этих государств отношения с Россией не рвет. Более того, экономическое сотрудничество продолжается. Мы, конечно, хотим от этих стран большего, но в нынешних условиях, я полагаю, максимальные наши желания исполнены быть не могут.
Д.и.н. Сергей Абашин отмечает, что страны Центральной Азии сейчас находятся в сложном положении.
— Они находятся между разными большими державами, центрами силы и пытаются выработать многовекторную политику. Собственно, они этим занимались и в 90-е, и в 2000-е годы. Они делают какие-то жесты в сторону России, в сторону Китая, в сторону западных страны — США, Европы, пытаются наладить отношения с другими странами. Они не могут и не хотят однозначно вставать на чью-то сторону, не хотят быть зависимыми от какой-то одной большой страны.
Что касается санкций, то они их и не исполняют, через них проходит много товаров, минуя санкционные ограничения, в Россию. В тоже время они ведут переговоры и время от времени соглашаются, вводят какие-то санкционные меры. Так, в ряде стран перестали действовать банковские карты Visa и MasterCard, и даже МИР не везде действует, запрещаются к ввозу в Россию некоторые товары, которые требуют США или Европа. Они потихоньку дают понять, что не против Европы и Америки, но одновременно не рвут отношения с Россией.
«СП»: Не секрет, что на «сером импорте» делаются большие деньги. И участвуют в этом не только страны ЦА. Так насколько реально бизнес ЦА стран готов следовать западным санкциям?
— С одной стороны, у бизнеса есть интересы на «сером импорте», с другой — бизнесмены и предприятия боятся вторичных санкций, потому что экономики связаны не только с Россией, но и Западом — они получают там кредиты, рейтинги, пытаются выходить на эти рынки для своего развития, работают там. Российский рынок для них не является единственным, приоритетным, тем более что Россия переживает постоянные кризисы. Для бизнеса и государств интересны экономические отношения с Западом, они пытаются найти какой-то видение, чтобы избежать и разрыва отношений с Россией, и политических и экономических санкций со стороны Европы и США.
«СП»: А они не боятся испортить отношения с Москвой?
— Они боятся и делают все осторожно. Делают шаг в одну сторону, потом в другую. Но ведь не только страны ЦА зависят от России, а и Россия от них, поэтому России также не выгодно рвать с ними отношения.