Премьер Венгрии, став главным в ЕС, хочет успеть вывести Европу из-под угрозы по-настоящему большой войны
Премьер Венгрии Виктор Орбан 5 июля неожиданно для многих прибыл в Москву. Его визит заранее не анонсировался. Встреча с Владимиром Путиным прошла в Сенатском дворце Кремля, после чего европейский политик сделал короткий подход к журналистам, в ходе которого сказал:
— Хотел услышать и услышал мнение Путина по трем важным вопросам: что он думает об имеющихся на данный момент мирных инициативах, что он думает также о прекращении огня и мирных переговорах, в какой последовательности их можно провести. И третье — это видение Европы после войны.
Ранее Орбан совершил визит в Киев, где встречался с Зеленским.
С чем связана переговорная активность премьера Венгрии, «Свободной Прессе» рассказал председатель Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов.
«СП»: Фёдор Александрович, складывается впечатление, что Виктор Орбан вызвался быть посредником в общении Киева и Москвы. Что вы думаете об этом?
— Похоже, что так и есть. Думаю, что это — его личная инициатива. Пользуясь тем, что он на полгода занял пост главы Евросоюза, где председательствует Венгрия, Орбан решил провести это время с пользой.
Думаю, что никакого мандата на ведение таких переговоров он не получал, но Орбан — человек упрямый, деятельный, и он воспользовался своей позицией первого среди равных в ЕС для того, чтобы проявить миротворческую активность.
Самое интересное заключается в том, что он не боится, если его инициатива будет встречена в ЕС и США негативно, не боится «поставить на одну доску» Москву и Киев.
Вероятно, он уверен, что ничего ему за это не будет. Ну, поругают коллеги по НАТО, повозмущаются, пошумят и утихнут. Это отражает состояние европейского истеблишмента.
По итогам общения с Зеленским и Путиным Орбан сказал, что позиции сторон бесконечно далеки друг от друга. В общем-то для того, чтобы в этом убедиться, не обязательно было куда-то ездить.
Поэтому ясно: что-то важное из встречи с Путиным Орбан озвучивать не стал.
«СП»: Это посредничество Орбана — благородный поступок или есть политическая корысть?
— Степень благородства я оценить не могу. Честно говоря, не очень верю в благородные мотивы политиков такого калибра. Хотя все заявления Орбана на протяжении последнего года очень последовательны.
Орбан предостерегает, что Европа движется в сторону большой войны. Желание предотвратить ее выглядит искренним.
В данном случае Орбан почувствовал, что во главе ЕС он может озвучить свою позицию более громко.
Хотя несмотря на репутацию «капризного ребенка ЕС», к нему прислушивались и раньше. В том числе, когда он выступал против санкций, которые противоречили интересам Венгрии и ряда других стран.
Он выступал против выделения европейской помощи Украине, а когда стало ясно, что сие неизбежно — в время голосования он ушёл пить кофе.
«СП»: У Венгрии есть «шкурный» интерес к Украине? Претензии на Закарпатье, может быть…
— У Орбана этого точно нет. В Венгрии существуют партии и гораздо правее, чем его.
Орбан — человек вполне трезвый. Он понимает, что Венгрия не должна быть втянутой во что-то, что станет для неё угрозой. А любой пересмотр границ Венгрии — гигантская угроза.
Поэтому, когда говорят, что у Венгрии, Польши или Румынии есть желание поживиться за счёт Украины, то нужно понимать, что оно, может быть, и есть у кого-то, но только — не у серьёзных политиков.