В ноябре в США в схватке за президентство, скорее всего, вновь сойдутся два непримиримых врага
В минувший «супервторник», 5 марта, когда проводились праймериз (внутрипартийных выборов) в 14 штатах, у демократов всюду победу одержал действующий президент Джо Байден. После этого с высокой долей вероятности можно ожидать, что именно он будет выдвинут на предстоящих в ноябре выборах.
Всего 5 марта определялись 1420 партийных кандидатов на национальный съезд Демократической партии, который пройдет 19−22 июля и определит претендента на пост президента.
Стоит отметить, что победил Байден довольно уверенно — в каждом штате он набрал от 70 до 90% голосов. Больше всего ему удалось получить в штате Мэн — 92,9%. Его оппонент — член Палаты представителей от Миннесоты Дин Филлипс — получил в каждом штате не более 10%.
Стоит заметить, что в Миннесоте 19,3% избирателей высказались против всех кандидатов. Наблюдатели объясняют данный показатель наличием большого числа американских граждан арабского и североафриканского происхождения, выступающих против намерения нынешней администрации США увеличить военную помощь Израилю, ведущему войну в Секторе Газа.
Бывший президент и кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп также добился успеха на прошедших 5 марта праймериз назвав его «великолепным вечером». Его соперница — бывшая губернатор Южной Каролины и постпред США при ООН Никки Хейли, уже объявила, что выбывает из гонки.
Так что в ноябре в схватке за президентское кресло с очень высокой степенью вероятности вновь сойдутся Трамп и Байден.
За последние четыре года действующий президент здорово сдал.
Его противники не устают смеяться над старческой немощью Байдена, который вечно то что-то перепутает, то не туда, куда надо пойдет. Тем не менее, среди своих (демократов) нынешний глава Белого Дома побеждает более, чем уверенно. Да и по всей Америке, судя по опросам, за него готовы проголосовать десятки миллионов избирателей.
В чем же феномен Байдена, которого главные российские телеканалы уже записали чуть ли не в дом престарелых? И есть ли он, этот феномен? Или это особенности Америки?
Политолог-американист, ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин отмечает, что успех Байдена на праймериз во многом объясняется противостоящим ему слабым соперником, наличие которого обусловлено, в свою очередь, давней сложившейся практикой.
— Если от партии выдвигается действующий президент, то партия не создает ему практически никакой конкуренции. Это устойчивая традиция. Кроме того, реальной альтернативы Байдену нет, у демократов наблюдается явный кризис лидерства. Потому что одни видные политики тоже находятся в преклонном возрасте, другие слишком радикальны — скажем, Берни Сандерс, третьих всерьез не воспринимают — ту же Камалу Харрис. Мишель Обама сама отказалась бороться.
«СП»: Может быть, американцы видят какие-то успехи в его политике? А неудачи видны только нам в России? Может быть, во внутренней политике есть значимые достижения?
— На самом деле, кардинальных успехов у действующей администрации во внутренней политике тоже нет. Именно поэтому, кстати, Байдена часто называют самым неудачливым президентом США за всю историю. И внешняя политика, конечно, имеет здесь большое значение.
Во-первых, при нем Соединенные Штаты вышли из Афганистана не слишком удачно.
Во-вторых, с каждым месяцем у них возможность нанести стратегическое поражение России на Украине неуклонно сокращается.
В-третьих, именно при Байдене был атакован главный американский союзник на Ближнем Востоке — Израиль. И сейчас американская сторона просто не знает, что делать, опасается втянуться в конфликт — ведь это чревато столкновением с Ираном и прочими моментами.
В-четвертых, им нужно заниматься перебалансировкой своих сил, потому что главным противником для США является растущий Китай, который трудно сдержать. И многие американские политики буквально бьют в колокола, говорят, что нужно основное внимание сегодня уделять именно Китаю, а не России.
Не лучше обстоят дела и во внутренней политике — мы видим, что угрожающих масштабов достигает миграционный кризис на границе с Мексикой. Есть масса других сложностей. Можно сказать, что от администрации Байдена там реально устали, поэтому его команда прибегает к пропагандистским ухищрениям. Скажем, в росте стоимости бензина у него, как известно, виноват Путин.
«СП»: Нынешняя команда демонстрирует наличие какой-то стратегии, что хотя бы оправдывает ее стремление удержаться у власти в глазах американцев и внешних партнеров?
— Байден позиционирует себя как деятель, объединяющий Запад и американское общество как раз на антироссийской и антикитайской основе. Но уже очевидно, что «новый Рейган» из него не получился. Рейган вообще считается в Соединенных Штатах своего рода эталоном, который сумел консолидировать многих вокруг себя и достичь поставленной цели. Так что, многие воспринимают президентство Байдена как жалкое, и в его предстоящую победу не верит даже значительная часть однопартийцев.
«СП»: Понятно, что американцев беспокоят политические провалы Байдена, а на возраст они обращают внимание?
— Разумеется, про возраст там постоянно говорят. Но ведь очевидно, что сегодня мы являемся очевидцами системного кризиса американской сверхдержавы. Вроде бы многие вещи невооруженным глазом не видны, но недаром говорят, что все познается в сравнении.
Не секрет, что пик могущества США пришелся на послевоенный период. Тогда на Штаты приходилось 50% мирового ВВП, две трети мировых запасов золота, три четверти всех инвестиций, у них одно время была монополия на ядерное оружие. Наконец, у США был лишь один геополитический противник, изнуренный Второй мировой войной — Советский Союз.
Сейчас на США приходится только четверть мирового ВВП, где-то 23%, а если считать по паритету покупательной способности, то вообще 15,5%. Китай обошел по этому показателю Соединенные Штаты еще в 2013 году.
Постоянно растет внутренний долг, составляющий 34 трлн долларов. Заметно отставание по ряду технологий — например, в гиперзвуке они являются догоняющей стороной.
В довершение можно добавить, что сегодня на антиамериканской основе можно сформировать мощный блок различных стран — Россия, Китай, Иран, Северная Корея, Сирия и другие. В общем, ситуация у США в период правления Байдена, как видим, далеко не радужная. И американцы это, конечно, видят.