Берлин намерен вооружать Украину даже после завершения СВО
Украина продолжит получать вооружение западного производства и после завершения конфликта, заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц в интервью немецкому телеканалу Welt.
«В будущем нам также придется говорить о гарантиях безопасности, это ясно. Эти гарантии безопасности включают в себя вопрос о том, в какой мере мы будем оснащать Украину оружием в будущем. После операции Украина будет оснащена оружием западного производства», — сказал он.
При этом, по его словам, западные страны пока не обсуждали эти гарантии безопасности, поскольку конфликт не закончился.
Однако он отметил, что в обозримой перспективе Украина не вступит в НАТО, в том числе потому, что критерии альянса включают множество условий, выполнить которые Киев сейчас не в состоянии.
А вот экс-госсекретарь США Генри Киссинджер недавно заявил о том, что Украину следует принять в НАТО, так как она становится страной с наилучшим вооружением в Европе и с наименее опытным руководством, и только в качестве члена альянса Запад сможет ее контролировать.
Выходит, единства в альянсе нет?
И как понимать инициативу Шольца? Мы привыкли воспринимать Германию как страну, которая проводит проамериканскую политику и, если и ломается, то больше для виду. Во всяком случае, ранее она всегда тормозила поставки оружия Украине, а сейчас вдруг лезет с инициативами…
— Надо прежде всего понимать, что, с одной стороны, Шольц ничего нового не сказал, а с другой — его слова ничего не значат, — убежден политолог Владимир Можегов.
— Шольц говорит лишь, что поддержка Украины — это стратегическая позиция ЕС и НАТО. И в этом смысле — да, мантра. С другой стороны — говорить сегодня в поддержку Украины без привязки к реальности можно все, что угодно, так почему бы и не сказать?
«СП»: — А если даже и представить себе, что Украина сохранится, потенциала у Европы хватит ее вооружать? Они еще не выдохлись?
— Опять же, в данном случае Шольцу проще не утруждать себя мыслями о будущем, а просто говорить то, что от него требуют.
«СП»: — Германия всегда дольше всех «ломалась» в вопросах поддержки Украины, а тут Шольц вдруг побежал вереди паровоза.
— Эти слова, повторюсь, ровно ничего не значат. Кроме того, что большие дяди из Вашингтона за хорошее поведение могут погладить по головке и вручить конфетку.
«СП»: — О каких еще «гарантиях безопасности» говорит Шольц? Киссинджер предлагал остатки Украины включить в НАТО. Что еще они придумают?
— Точно не Шольцу это решать. Перед ним стоят совсем другие задачи. Если госпожа Меркель подготовила Германию к деконструкции, то время правления Шольца — это эпоха, в которой эта деконструкция должна проходить. Шольц — это такой европейский Горбачев. Его дело — забалтывать происходящее на глазах народа разрушение своей страны.
«СП»: — По словам Шольца, западные страны пока не обсуждали эти гарантии безопасности, поскольку конфликт не закончился. Так ли это? Единства нет? Даже единого понимания того, чего они хотят.
— Какие западные страны? Никаких западных стран в формате Евросоюза сегодня нет. Евросоюз и его лидеры — это просто заграничная фракция Демпартии США. Правление находится в Вашингтоне. Менеджеры среднего звена, каковыми являются так называемые европейские президенты — это просто такие петрушки и буратины из пыльного сундука Карабаса. Перед нами разыгрывается трагикомический фарс последнего акта уничтожения, гибели Европы. Мне лично смотреть в эту сторону вообще не хочется, тем более вслушиваться в эти мультяшные кукольные голоса.
— Исходя из текущей ситуации, сохранение Украины в том или ином виде представляется весьма вероятным, и то, что Запад собирается вооружать этот остаток Украины и использовать его как свой военно-политический плацдарм, вполне логично, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Если Украина сохранится в своих примерно нынешних границах, а как мы видим, линия разграничения достаточно стабильна уже много месяцев, то это будет все еще весьма крупное государство, способное представлять военную угрозу.
«СП»: — Шольц так уверенно говорит за весь Запад. Почему?
— Проукраинская позиция Запада достаточно консолидирована, поэтому Шольц может себе позволить такие высказывания. Другой вопрос, что в рамках этой проукраинской позиции единого мнения по поводу исхода конфликта и дальнейшей конфигурации действительно нет. Есть общее стремление — максимально ослабить Россию при помощи Украины. А вот как достигнуть этой цели и насколько далеко можно зайти — тут мнения разнятся.
«СП»: —Германия всегда дольше всех «ломалась» в вопросах поддержки Украины.
— Германия «ломалась», пока было сильно бизнес-лобби, заинтересованное в сохранении связей с Россией. Очевидно, это лобби сломали. Шольц возглавляет коалиционное правительство, где младшие партнеры — свободные демократы и «зеленые», традиционно настроены антироссийски. К тому же, немецкий ВПК заинтересован в поставках вооружений и наращивании производства. По мере ослабления экономической связки с Россией Германия будет становиться все более антироссийской. Собственно, она и раньше особо пророссийской не была и видела свои отношения с Москвой как форму доминирования, а не равноправное партнерство.
«СП»: — Недавно Spiegel писал, что Германия передаёт Украине самый большой пакет военной помощи. У Берлина тут есть экономический интерес. Писали, что «Рейнметалл» неплохо заработал в ходе спецоперации. Так ли это? Может тут и политики никакой особо искать не надо?
— Германия строит свой «Четвёртый рейх» в рамках ЕС. Это сильнейшая экономика Европы и ведущий торгово-экономический партнер большинства государств Евросоюза. Вполне логично, что к экономической составляющей будет добавляться и военно-политическая. Для немецкого ВПК операция на Украине — хороший шанс «расправить крылья».
«СП»: — Какие у Германии интересы на Украине? В России многие привыкли думает, что немцы безропотно проводят в жизнь американскую политику. А кто «Майдан» делал? Насколько они последовательны и готовы далеко пойти в защите этих своих интересов?
— Германия — вполне самостоятельный игрок. Да, Берлин действует с оглядкой на Вашингтон, но во многом американские и немецкие интересы расходятся. США не нужна сильная Германия, объединяющая вокруг себя Европу. США не нужен ЕС как экономический конкурент. Украинский конфликт, с одной стороны, ударил по немецкой экономике, но с другой — способствовал консолидации европейских стран не только вокруг Вашингтона, но и Берлина.
Германия имеет свои интересы на Украине, причем давние. Это ресурсный придаток, хлебная житница, поставщик недорогой и достаточно квалифицированной рабочей силы, а также рынок сбыта для немецкой продукции. Россию фактически вышвырнули с украинского рынка. Кто занимает освободившееся место? Европейские производители, и в первую очередь немецкие. Так что Германия действует вполне осознанно и в своих интересах.
«СП»: — А Россия для них враг? Конкурент? Если да, то экзистенциальный? Смена власти ничего не изменит?
— Сильная Россия для Германии — безусловный конкурент и угроза. Восточная Европа — это давнее поле российско-германского соперничества, немцы хорошо помнят времена соцлагеря, когда весь этот регион был включен в экономическую и геополитическую зону СССР.
А вот слабая Россия в качестве сырьевого придатка немецкой экономики Германию вполне устраивает — как это, собственно, и было в 1990-е и 2000-е гг. Германию вполне устроил бы и распад России — при условии, если не будет излишних «побочных эффектов» в виде неконтролируемого потока мигрантов, оружия и криминала. Поэтому Германия будет стремиться именно к этому — либо к единой, но слабой России, либо к ее «управляемому» распаду.