Главный среднеазиатский прагматик будет править до 2040 года

Что может дать России многовекторный Узбекистан

Главный среднеазиатский прагматик будет править до 2040 года

Действующий глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев победил на досрочных президентских выборах, набрав 87,05% голосов. По данным республиканской ЦИК, итоговая явка составила 79,8%, или 15,6 миллиона граждан. На предыдущих выборах, в 2021 году, Мирзиёев получил 80,31% при 80,04% проголосовавших.

Президентскую кампанию в Узбекистане решили проводить досрочно после внесения в конституцию поправок, предусматривающих продление полномочий президента с пяти до семи лет. Так что, эпоха Мирзиёева — надолго? Ждать изменений в российско-узбекистанских отношениях?

— Нынешний официальный результат Шавката Мирзиеева превысил его показатели по итогам кампании 2021 года, хотя и чуть ниже, чем в 2016-м, когда он баллотировался на первый президентский срок после смерти предыдущего главы государства Ислама Каримова, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. — Безусловно, никто не ждал от этих выборов сюрпризов. По сути, это был референдум о доверии действующему главе государства. Здесь можно провести параллели с Казахстаном. Там в 2022 году сначала прошел референдум по внесению изменений в конституцию (в соответствии с которыми, в частности, президентский срок также был увеличен до 7 лет), а затем — досрочные выборы, по итогам которых Касым-Жомарт Токаев подтвердил свои полномочия. Только в Казахстане поправки исключают право на переизбрание для действующего главы государства. А в Узбекистане по итогам изменений в Основном законе Мирзиёев может выдвигаться еще дважды. Отмечу, что в соответствии с прежней редакцией конституции его полномочия истекли бы в 2026 году и переизбираться на новый, третий срок президент уже не имел права.

Как показывает мировой опыт, такое сочетание мер (внесение комплекса изменений в конституцию плюс досрочные выборы главы государства с его переизбранием на новый срок) реализуется, чтобы укрепить позиции президента во взаимоотношениях как с элитами внутри страны, так и с международными партнерами. Опять же вспомним Казахстан, где исправление Основного закона и досрочные выборы состоялись после внутриполитической дестабилизации — «январских событий».

«СП»: У нас с Узбекистаном сейчас ровные отношения. Тем не менее, он многовекторен…

— Вашингтон по-прежнему проявляет активный интерес к региону. Отметим, например, центральноазиатское турне госсекретаря США Энтони Блинкена несколько месяцев назад, в ходе которого он посещал и Ташкент. Сейчас руководство Узбекистана развивает сотрудничество и с другими государствами, находящимися в проблемных отношениях с США — отметим хотя бы визит Шавката Мирзиеева в Иран. Но, понятно, что Ташкент будет осторожно вести себя с Москвой в условиях напряженности между Россией и западными игроками.

«СП»: Кстати, в последнее время постоянно говорится о возможности присоединения Узбекистана к ОДКБ и ЕАЭС. Произойдет ли это?

— Узбекистан, как известно, приостановил членство в ОДКБ в 2012 году и в обозримом будущем маловероятно, что он вернется в этот военный блок. Тем не менее, ОДКБ стремится активизировать сотрудничество с Ташкентом — например, по противодействию рискам в сфере безопасности, связанным с Афганистаном.

В ЕАЭС Узбекистан в 2020 году получил статус наблюдателя. Но стоит отметить, что в условиях противостояния России и западных держав Ташкент, скорее, будет следовать осторожной тактике во взаимоотношениях с этой организацией, развивая сотрудничество, но не форсируя вступление в ее ряды.

«СП»: Какие у Москвы средства влияния на Ташкент? Гастарбайтеры в России? Денежные вливания?

— Понятно, что в Россию едут трудовые мигранты из Узбекистана. Кроме того, наша страна входит в число его ключевых торговых партнеров (наряду с КНР и Казахстаном), получая оттуда, скажем, текстиль и сельхозпродукцию. Но, с другой стороны, для Москвы сейчас особенно важно сохранять, как минимум, нейтрально-благожелательные отношения с партнерами на постсоветском пространстве. Поэтому Россия, скорее, будет придерживаться осторожного подхода, в том числе и с Ташкентом.

«СП»: Чем нам интересен и полезен Узбекистан с экономической и военно-политической точек зрения? Как чувствует себя там российский бизнес? Есть ли перспективы на углубление сотрудничества?

Читать также:  «Саммит» Зеленского в Швейцарии провалился, еще не начавшись — БРИКС ушел в отказ

— Можно отметить, что Узбекистан, например, обладает существенными углеводородными ресурсами. В январе сообщалось, что за этот год страна планирует добыть 56,3 млрд кубометров природного газа. Кроме того, экономические амбиции Ташкента предполагают планы строительства АЭС — об интересе к проекту заявлял «Росатом». Поэтому перспективные направления для сотрудничества, конечно, есть.

«СП»: Какие у Узбекистана отношения с ближайшими соседями? Чем Россия тут может посодействовать? И как насчет обеспечения безопасности? Афганистан же рядом…

— Ташкент и Астана сейчас стремятся развивать, скорее, прагматичное взаимодействие. Отметим, что Узбекистан стал третьей страной (после России и Франции), которую Касым-Жомарт Токаев посетил в конце 2022 года после переизбрания на новый срок. В частности, в ходе данного визита были подписаны соглашения о союзнических отношениях и демаркации госграницы.

Россия, в какой-то мере, тоже влияет на взаимодействие Астаны и Ташкента, например, предлагая им совместные проекты — вспомним про идею «тройственного газового союза», о котором Владимир Путин говорил осенью 2022 года. А на полях Петербургского экономического форума-2023, как известно, было подписано соглашение о поставках в Узбекистан российского газа через территорию Казахстана.

— Результат Мирзиеева, безусловно, впечатляющий, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Это означает безоговорочную поддержку его курса и отсутствие альтернативы. С другой стороны, госаппарат тотально контролирует подсчет голосов и организацию самих выборов. Поэтому даже если бы в Узбекистане была оппозиция, то она, скорее всего, не только бы не получила регистрации на выборах, но даже не решилась бы заикнуться об этом.

Причина же досрочных выборов проста — Мирзиеев пошел по пути Владимира Путина в 2020-м: обнулил первые два президентских срока. Теперь, после внесения изменений в конституцию, нынешний глава государства может оставаться на своем посту до 2040 года.

«СП»: Узбекистан, кажется, демонстрирует лояльность России — это надолго? Или опять до смены конъюнктуры, как это было с постоянным входом и выходом из ОДКБ, дружбой и ссорой с США…

— Узбекистан демонстрирует лояльность в обмен на колоссальные объемы инвестиций от РФ, а также на прием сотен тысяч гастарбайтеров из этой страны. Это просто прагматичная политика. Идеологически в куда большей степени Узбекистан тяготеет к Турции и Китаю.

«СП»: Есть ли у России какие-либо рычаги влияния на Узбекистан?

— У Москвы нет никаких рычагов влияния на Ташкент, кроме того традиционного способа, который российская власть использует как единственный уже 30 лет — покупать лояльность. Москва тупо проплачивает свои «хотелки». Ни идеологически, ни политически российские дипломаты сегодня работать не в состоянии. Таковы последствия либерального вируса, заразившего российские элиты.

«СП»: Узбекистан интересен нам в плане экономики?

— Узбекистан очень активен в формате межрегионального сотрудничества, и сегодня там действуют более тысячи совместных предприятий. Связано это с разделением труда. Узбекистан поставляет в российские регионы продукцию агромпрома, российские регионы — лес и пиломатериалы, топливо, оборудование и проч. По этой причине Ташкент заинтересован войти в ЕАЭС, чтобы экономить на пошлинах.

«СП»: Какие у Узбекистана отношения с ближайшими соседями?

— У Узбекистана сложились непростые отношения с Таджикистаном при Каримове. Сейчас они налажены. С Казахстаном и Киргизией эти отношения в последние годы ровные. В странах Центральной Азии у власти прагматичные политики.

«СП»: Как насчет влияния Китая? Насколько оно велико? Предстоит ли нам конкуренция с ним за Узбекистан?

— Китай рассматривает Узбекистан исключительно как транзитное государство — на пути в Туркменистан и далее через Каспий и Турцию в Европу. Посему он будет усиливать свое влияние на Ташкент. Но Мирзиеев проводит подчеркнуто многовекторную политику, играя на всех площадках и устанавливая долгосрочные связи и с Китаем, и с Индией, и с Пакистаном, и с Россией, и с Ираном, и с Турцией, демонстрируя, что все эти страны для него равны. При этом руководство Узбекистана не настроено на конфронтацию с ЕС и США.