Так куда все-таки угодили «Калибры» в морском порту Одессы
Мировые СМИ широко обсуждают инцидент с обстрелом объекта в районе порта Одессы, произошедший 23 июля. Как сообщили некоторые СМИ и телеграмм-каналы, в результате ракетного удара в порту произошел пожар.
Вскоре представитель Одесской областной военной администрации Сергей Братчук со ссылкой на оперативное командование ВСУ «Юг» заявил, что российские военные атаковали торговый морской порт крылатыми ракетами «Калибр». Он уверял, что две ракеты силам ПВО удалось сбить, а две поразили объекты портовой инфраструктуры. Представитель украинских ВВС Юрий Игнат утверждал, что ракеты были выпущены с военных кораблей в Черном море неподалеку от Крыма.
Впрочем, «Национальное общественное телевидение Украины» со ссылкой на источник в военных кругах сообщило, что удары не нанесли значительного ущерба. А министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков заверил, что «техническая подготовка к запуску экспорта сельскохозяйственной продукции из портов» продолжается.
Президент Украины Зеленский ожидаемо обвинил «клятых москалей» в злодеяниях и назвал случившееся «варварством». По его словам, Россия не собирается выполнять достигнутые в Стамбуле соглашения, поэтому произвела обстрел порта, сообщает агентство Reuters.
Американская сторона, конечно, не могла обвинить в случившемся украинских «захисников». Госсекретарь США Энтони Блинкен осудил удар по одесскому порту и заявил о нарушении Москвой взятых на себя обязательств, достигнутых в рамках соглашений по экспорту украинского зерна. Он утверждал, что «спустя только 24 часа после подписания сделки по возобновлению экспорта украинской сельскохозяйственной продукции РФ нарушила обязательства, возлагаемые на нее, атаковав порт, из которого должны были транспортироваться зерно и сельскохозяйственная продукция». Блинкен также сокрушался, что «российская сторона лишает Украину жизнеспособности в сфере экономики, а мир — поставок продовольствия».
С осуждением удара выступил и генсек ООН Антониу Гутерриш, заявивший, что произведенные удары угрожают срывом соглашениям по вывозу зерна.
Турецкий министр национальной обороны Хулуси Акар заявил, что Россия «не имеет никакого отношения к нападению». Он сообщил, что об этом было заявлено в рамках контакта с российскими военными.
Позднее минобороны России заявило, что «ударом по порту Одессы выведены из строя производственные мощности предприятия по ремонту и модернизации корабельного состава ВМС Украины». По информации военного ведомства, также был уничтожен украинский военный корабль и склад поставленных США противокорабельных ракет Harpoon.
Военный эксперт, капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров заметил, что в данном случае украинская сторона притягивает ситуация за уши и ищет повод обвинить Россию в нарушении заключенных в Стамбуле соглашений.
— Не будем забывать, что 23 июля в заявлении руководителя координационного пресс-центра сил охраны и обороны Юга Натальи Гуменюк было сказано, что ракеты были выпущены не по зернохранилищу, а по объектам в порту, связанным c военно-морскими силами Украины. Так что, с нашей стороны никаких нарушений нет. Понятно, что украинскую сторону не устроили некоторые нюансы стамбульских соглашений.
«СП»: — Какие?
— Для начала стоит обратить внимание, что от нашей страны его подписывал министр обороны Сергей Шойгу. Это достаточно интересный момент для такого рода соглашений. Обычно их подписывают представители политических ведомств. Украинская сторона перед их подписанием требовала гарантий безопасности юга страны — едва ли не отвода российских войск из южных регионов. Этого, как известно, не произошло.
«СП»: — А вообще Украина насколько заинтересована была в этих соглашениях?
— Ей нужно освобождать зернохранилища, которые скоро будут ломиться, потому что не вывезен прошлогодний урожай, а скоро будет поступать новый. В основном зерно, которое хранится — это частная собственность, причем не только украинских, но и иностранных крупных компаний (отсюда и педалирование темы трансфера зерна со стороны некоторых столиц). Если украинские холдинги и фермеры сейчас не экспортируют зерно из украинских портов и не получат денежную выручку, возникнет риск, что они объявят себя банкротами и не смогут обеспечить обработку и посев озимой пшеницы, запланированные на сентябрь текущего года. Хранилища на западном направлении — в Польше, Румынии — не рассчитаны на большой объем зерна. И железнодорожный транспорт тоже не справится с такими объемами перевозок. Поэтому ей требуется вывоз морским путем, тем более, что речь идет не только об экспорте зерна, но и подсолнечного масла, удобрений. И сейчас поднимать информационный шум вокруг неблагоприятной ситуации в порту в плане безопасности для нее невыгодно.
«СП»: — Разве Киев не действует в традиционной для себя манере?
— Понимаете, в этом случае ни одна страна, ни одна страховая компания или фирма, специализирующаяся на вопросах, связанных с перевозками аграрной продукции, туда носа не покажет.
«СП»: — А нашей стороны эти соглашения были выгодны?
— Как я понимаю, они стали причиной снятия некоторых санкций с наших банков, убрали ограничения на экспорт нашей аграрной продукции. Кстати, здесь следует отметить, что ЕС не вводил санкции против сектора продовольствия РФ, однако европейские компании, занимавшиеся транспортировкой, логистикой и т. д., сами себя перестраховывали и отказывались экспортировать российское сырье. Им потребовался четкий сигнал. Теперь европейские политики могут сказать, что с Россией можно договариваться, что санкции не следует вводить или усиливать.
«СП»: — Эти соглашения предусматривают досмотр кораблей, направляющихся в территориальные воды Украины?
— Этот досмотр будет производиться в турецких водах. Кроме того, в их рамках украинская сторона проводит корабли по своим водам через минные ловушки, а мы их не обстреливаем. Конечно, есть риск, что Киев пойдет на провокацию, чтобы обвинить нас нарушении договоренностей, но ему подобное не выгодно в этих условиях. Один нюанс — подписанные документы являются не договорами, а именно соглашениями.
«СП»: — Это что-то меняет?
— По сути, они не являются обязательными. Недаром они даже не прошли через секретариат генсека ООН Гутерриша. Так получилось, что он (и в его лице ООН) вроде подписал их, проявил участие в решении проблемы мировой продовольственной безопасности, повысил свой статус. Но эти бумаги не накладывают каких-то жестких обязательств. Вообще тот факт, что генсек ООН подписал эти договоренности, отнюдь не означает, что Организация несет юридические обязательства перед Украиной или Россией, о чем говорится и в самом документе. Генеральный секретарь в этом случае просто посредник, выдвинувший подобную инициативу и благодаря которому удалось добиться этого прогресса.
Политолог, аналитик Центра общественно-политических исследований «Русская Балтика» Александр Носович написал в своем телеграмм-канале, что «для киевской дипломатии сейчас наступает момент истины».
«Если все участники сделки по зерну отведут глаза от демилитаризации Россией одесского порта, признав её российско-украинскими разборками, которыми пусть сами между собой занимаются, то это будет начало оформления новой нормальности, в которой собственные интересы (в данном случае продовольственная безопасность) для участников международных отношений важнее поддержки Украины. Конечно, поддержка Украины тоже обусловлена собственными интересами, но получается, что есть интересы, которые перевешивают необходимость этой поддержки».
Носович убежден, что «эта новая нормальность открывает дорогу к сделкам уже не по зерну, а по самой Украине». Поэтому, «против такого варианта развития событий Киев и его самые маленькие, но самые большие защитники сейчас должны упереться всеми лапами», заключает Носович.