«Упертые приверженцы вейпа будут покупать его все равно, уже нелегально, или найдут более вредную замену. А всех не закодируешь»
Депутаты от четырех фракций Госдумы подготовили законодательную инициативу о полном запрете розничной продажи в РФ электронных сигарет и других никотиновых и безникотиновых вейпов. Похожий законопроект уже вносился в Госдуму в прошлом году, но в итоге от него осталась только одна поправка в действующее законодательство: в апреле 2023 приняли запрет на продажу вейпов несовершеннолетним.
На сей раз инициативная группа решила довести дело до конца. Как сообщил глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов, в поддержку законопроекта собираются подписи.
В пояснительной записке к документу сказано, что число подростков, использующих вейпы, на начало 2023 года выросло в 10 раз по сравнению с 2011 годом, хотя источник этой статистической информации не уточняется. Впрочем, проблема подростков в любом случае уже законодательно урегулирована прошлогодними поправками.
Также в записке говорится, что вейпинг пропагандируется как безопасная альтернатива обычным сигаретам, но не менее вреден для легких. А у тех, кто курит вейпы, содержащие табак, развивается такая же никотиновая зависимость, как и у обычных курильщиков.
Сколько у нас курят вейпов — разобраться достаточно трудно, поскольку до марта 2022 года их реализацию записывали в общую статистику с обычными табачными изделиями, приравнивая к «условной сигарете».
С марта по декабрь 2022 года считали в упаковках, которых было продано за этот период 446 миллионов. Но в упаковке может быть как одна одноразовая сигарета, так и несколько, или — жидкость для заправки картриджей.
А официальной статистики за 2023 год и вовсе пока нет.
Зато от продавцов известно, что в феврале прошлого года, когда в Госдуме впервые начали обсуждать закон о запрете вейпов, продажи одноразовых сигарет резко выросли — на 37% (по разным оценкам — от 35% до 50%). Эксперты сделали вывод, что потребители начали запасаться впрок. Однако в апреле 2023-го, когда разговоры об этом законе прекратились, потребление вернулось к обычным значениям.
Почему закон о полном запрете не приняли в прошлом году — понять нетрудно. Более 5 тысяч складов и специализированных торговых точек по всей стране было затоварено этой продукцией. Существовало опасение, что все это вейповое разнообразие уйдет на черный рынок. Впрочем, в текущем году ситуация аналогичная.
Вопрос и в том, как поведут себя потребители вейпов, которых немало. О возможной реакции общества на запрет электронных сигарет «Свободной Прессе» рассказал социальный психолог Александр Черников.
«СП»: Александр Юрьевич, если из специализированных магазинов одномоментно исчезнут вейпы, как поведут себя их потребители?
— Понятно, что человек, привыкший к чему-то — к алкоголю, сигаретам, вейпу — и лишившийся этого, будет страдать. И страдать тем сильнее, чем больше его привязанность. А когда человек страдает, то он испытывает отрицательные эмоции — от легкого раздражения до такого неприятного явления как ломка. И это явление так или иначе отражается и на окружающих. Человек вымещает вольно или невольно на них свой негатив. Возникают конфликты, часто на пустом месте, без причины. В любом случае начинают страдать все. И не всегда непосредственно зависимые страдают больше, чем их окружение.
«СП»: Поскольку во всем мире вейпы разрешены, а через нашу границу можно переправить даже взрывчатку и дроны в ящиках, то технических проблем с контрабандой не будет. Как повлияет на спрос, если потребители будут знать, что товар контрабандный?
— Когда какой-то товар исчезает из легальной продажи, то происходят, по меньшем мере, две вещи: он появляется на нелегальном рынке, и на него существенно возрастает цена. Кто способен переломить свою зависимость, или кого отпугнет цена — те либо бросят эту привычку, либо найдут ей схожую замену — будут курить сигареты, например.
Упертые приверженцы вейпа будут покупать его все равно, уже нелегально.
Полагаю, существенно это не повлияет на общую криминальную обстановку. Хотя бы потому, что есть куда более существенные факторы, ее определяющие — например, незаконный оборот наркотиков. Там другие деньги, другие обороты, другая ответственность. А вейп все же не наркотик.
«СП»: Есть ли шанс добиться того, чтобы молодежь просто избегала вредных привычек (без запретов на продажу), или это утопия?
— Этот вопрос очень сложен и многообразен. Его поднимали многократно, применимо и к алкоголю, и к наркомании, и к курению, и теперь — к вейпу. На эту тему написаны тонны книг, проведено множество исследований.
Скажу кратко — это вопрос воспитания. Если некая привычка осуждается в обществе, потому что она, например, вредна для здоровья, демонстрирует недостаток общей культуры человека, выставляя его в невыгодном свете и т. д., то человек просто не станет даже пробовать.
Но сейчас, когда в моде индивидуализм, такие тормоза почти не работают: человеку наплевать на мнение остальных, он сам по себе, он лучше других знает, что ему хорошо, а что плохо.
С другой стороны, если что-то запрещено, то возникает тяга это попробовать — запретный плод сладок. Попробовал — понравилось — понравилось больше — возникла зависимость. Человек все равно будет это потреблять, но тайно.
Есть еще один способ — замещение. Если человека лишают чего-то привычного (и часто приятного) — надо дать ему что-то взамен равнозначное. Что? Перебирать четки или жевать жвачку? Если бы этот вопрос легко решался…
Люди всегда были разными — и всегда кто-то из них подпадал под влияние вредных привычек. Можно такого человека закодировать, заложить в его психику жесткий запрет — он не сможет, например, курить физически. Но это на некоторое время, любое кодирование со временем размывается. Да и всех не закодируешь.