Moon of Alabama: Удары по Израилю Тегеран согласовал с Москвой и Пекином
1 октября по территории Израиля был нанесен массированный удар иранскими баллистическими ракетами. Это произошло после того, как в течение нескольких месяцев Тегеран прилагал серьезные усилия для улучшения отношений с США. Все попытки потерпели неудачу. Израиль сумел их саботировать, в ущерб американским интересам.
Чтобы понять, что произошло — и, главное, почему атака была предпринята именно сейчас — нужно оглянуться назад.
20 мая президент Ирана Ибрахим Раиси погиб в результате крушения вертолета.
В стране прошли выборы, на них, к удивлению многих, с приличным отрывом победил умеренный Масуд Пезешкиан, специалист по кардиохирургии, не имеющий опыта во внешней политике. Он вел кампанию за восстановление связей с Западом, снятие санкций с Ирана и в целом за более либеральную политику.
30 июля в Тегеране в результате израильской атаки был убит Исмаил Хания (вместе с личным телохранителем). Политический лидер ХАМАС погиб в своем номере в резиденции, которой управляют военные, после посещения церемонии инаугурации президента Масуда Пезешкиана.
Убийство Хании было тяжким преступлением против суверенитета Исламской Республики. Кроме того, это было личным оскорблением президентства Масуда Пезешкиана.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и руководство Корпуса стражей исламской революции (КСИР) призывали отомстить. Но новый президент настаивал, что следует достичь компромисса дипломатическим путем. В то время он еще надеялся, что США организуют прекращение огня в Газе, и не хотел, чтобы Иран обвиняли в срыве переговоров.
Пезешкиан продолжил держаться умеренного курса. 23 сентября, в ходе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, он снова прощупал почву для нового соглашения с США по ядерной программе Ирана. Западные СМИ дружно писали:
«Эта тема годами подпитывала напряженность в мировом сообществе и создавала риск катастрофических военных действий. …Отвечая на вопрос о возобновлении ядерных переговоров, Пезешкиан сказал: „Я надеюсь, мы сможем… достичь соглашения“. …Он добавил, что Иран выполнил свое решение по ядерной сделке, в отличие от США (это мнение разделяет большинство внешних экспертов, хотя существует ряд вопросов к тому, как Иран соблюдает эти обязательства) и указал на американских дипломатов, раз за разом заявлявших, что соглашение о прекращении огня в Газе, которое может укрепить стабильность на всем Ближнем Востоке, будет достигнуто за неделю».
В Иране умеренный курс вызывал подозрения. Отсутствие доверия особенно влияет на расчеты Верховного лидера Ирана, говорил Пезешкиан, тем самым признавая, что во внешней политике последнее слово остается за неизбранным Хаменеи. «Его Преосвященство повторяет: „Они говорят одно, делают другое“».
Когда новоизбранный президент искал поддержки у иранцев, он продвигал взаимодействие с внешним миром и отмечал, что смягчение санкций может стимулировать экономику на фоне народных волнений в стране. В августе Хаменеи осторожно дал Пезешкиану зеленый свет на переговоры с США. Другой центр власти в стране — Революционная гвардия — к таким переговорам относился с большим подозрением.
Четыре дня спустя в результате израильского авиаудара был убит Хасан Насралла, лидер «Хезболлы» и главный архитектор возглавляемой Ираном «Оси Сопротивления». Вместе с ним погибли несколько других лидеров ливанского движения, а также заместитель командующего КСИР генерал Аббас Нилфорушан.
Пезешкиан не без горечи отметил, что приказ премьер-министра Израиля Нетаньяху убить Насраллу был отдан из Нью-Йорка. Выступая с соболезнованиями, президент Ирана заявил, что США не могут снять с себя вину за сговор с сионистами в террористическом нападении на лидера «Хезболлы».
Убийство Насраллы продемонстрировало, что политика умеренности Пезешкиана потерпела неудачу. И после возвращения в Тегеран он сменил тон: «Мир должен знать, что кровь Сайеда Хасана Насраллы и его соратников продолжит кипеть и станет оплотом против тирании и притеснений. Тегерану необходимо дать решительный ответ преступному сионистскому режиму».
Планы ответных действий против Израиля нужно было скоординировать с союзниками. 30 сентября премьер-министр России Михаил Мишустин оказался в Тегеране для давно запланированных переговоров об экономическом сотрудничестве. Снова обратимся к СМИ:
«Президент Масуд Пезешкиан заявил, что реализация принципиально важных проектов между Ираном и Россией создаст огромный потенциал для противодействия западным санкциям, с которыми столкнулись обе страны.
… Израиль при прямой поддержке США нагнетает напряженность, чтобы подготовить почву для наращивания американского присутствия на Ближнем Востоке. По словам Пезешкиана, это представляет «общую угрозу интересам стран и народов».
… Российский премьер-министр выразил обеспокоенность из-за эскалации напряженности на Ближнем Востоке и заявил, что США в угоду собственным интересам подпитывают конфликты в разных частях мира. Поэтому, подчеркнул он, независимые страны, такие как Иран и Россия, должны ускорить темпы сотрудничества, чтобы противодействовать подобным мерам".
Таким образом, Москва, вероятно, была проинформирована о том, что готовятся удары по Израилю. Китай также предупредили и заверили в сотрудничестве:
«Я выражаю свое желание работать вместе с Вашим Превосходительством для дальнейшего развития всесторонних отношений между Ираном и Китаем», — говорится в послании Пезешкиана председателю Си Цзиньпину, написанном по случаю 75-й годовщины основания Китайской Народной Республики (КНР)".
Через несколько часов после отъезда Мишустина КСИР выпустил по Израилю залп из порядка 250 баллистических ракет.
Начальник штаба Вооруженных сил Ирана: «Среди наших целей были три основные авиабазы Израиля, штаб-квартира „Моссада“, радиолокационные станции и места скопления бронетехники, ответственной за геноцид в Газе».
Значительное число иранских ракет израильская система ПРО «Железный купол» перехватить не сумела. Ближневосточный аналитик Элайджа Магье написал: «Более 250 иранских баллистических ракет поразили Израиль. Повреждены многие здания. Растет вероятность региональной войны. Ожидается, что израильтяне ответят, и Иран отреагирует на ответный удар».
На проверенных видео можно увидеть, как десятки иранских ракет попадают по израильским целям. Несколько ударов пришлось по району штаб-квартиры «Моссада» в Тель-Авиве. Предположительно пострадала газовая платформа рядом с прибрежным городом Ашкелон, которая на видео охвачена огнем. Были уничтожены и другие цели.
«Одной из ключевых целей массированного ракетного удара, который начался 1 октября, была авиабаза Неватим. На объекте размещены обе эскадрильи истребителей F-35 ВВС Израиля, ранее там же планировалось разместить третью эскадрилью после ее доставки. Иранские СМИ сообщили, что объект был „полностью уничтожен“ в результате атаки. Кадры из Израиля подтвердили удар десятков баллистических ракет, которые не удалось сбить системой ПВО, причем пострадали такие цели, как штаб-квартира разведагентства „Моссад“ в Тель-Авиве, в результате атаки сравнявшаяся с землей».
Примечательно, что нет сообщений о жертвах среди гражданского населения. Израиль и Иран теперь выступают с угрозами и контругрозами дальнейшей эскалации. Но самое главное здесь — какую позицию займет правительство США.
Если оно присоединится к Израилю в открытой войне против Ирана, чего добивался Нетаньяху, США окажутся втянуты в еще один безнадежный конфликт — на Ближнем Востоке, из-за чего американские интересы будут потом страдать долгие годы.
Это бы дало время Китаю и России расширить свою многостороннюю коалицию, что еще больше подорвет превосходство США.