Карьеру Нетаньяху теперь спасут только большая война и большая победа
Операция ХАМАС стала крупнейшим провалом израильских сил безопасности со времен октябрьской войны 1973 года — Войны Судного дня. Годовщина этого военного столкновения отмечалась 6 октября, за день до атаки палестинских исламистов. Дата нападения выбрана не случайно.
Тем не менее, по своим последствиям атака напоминает 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В Израиле убито уже около 800 человек, ранены две тысячи и число будет только расти, в том числе потому, что столкновения на его территории продолжаются. Впервые боевикам удалось войти в израильские города, включая 150-тысячный Ашкелон. Страна испытала небывалый шок.
Атака боевиков-исламистов на башни-близнецы в Нью-Йорке и на здание Пентагона в Вашингтоне изменила положение в мире, вызвав американскую оккупацию Афганистана и Ирака. Возможно, теперь регион снова ждут глобальные перемены, если Израиль отреагирует масштабно и жестко. А это весьма вероятно. Для того, чтобы понять, что случилось и каковы масштабы последствий, попробуем собрать пазл из нескольких кусочков.
Буржуазно-националистическое движение ХАМАС
Атаку провели специальные подразделения организации ХАМАС из Сектора Газа. В нем проживают 2 млн палестинских арабов, преимущественно мусульман-суннитов. Сектор находится под управлением исламистского движения ХАМАС. Это диктатура, которая опирается на репрессии. Помимо ХАМАС, который располагает примерно 30−40 тыс бойцов, в Секторе действует еще одна военная организация, впрочем, выступающая на вторых ролях — Исламский Джихад (ИД). Обе группировки спонсируются и обучаются Ираном. Именно он — главный военный союзник движения. Но ХАМАС так же получает значительную финансовую помощь от крошечного сверхбогатого газового княжества Персидского Залива — Катара.
ХАМАС по своей социальной природе является буржуазно-националистическим и авторитарным движением. Его верхушка присваивает часть финансовых потоков, живет в роскоши, контролируя ряд бизнесов в Секторе Газа. Боевики ХАМАС проходят обучение у элиты иранского спецназа — своего основного военного союзника.
Какое дело ХАМАС до Израиля?
Сектор Газа заблокирован Израилем с суши, моря и воздуха. Впрочем, до последних событий Израиль поставлял туда электричество, газ, продукты питания и ряд других товаров. На границах сектора периодически происходят столкновения, после которых Израиль подвергает Газу бомбежкам, которые уносят сотни жизней, включая гражданское население.
Из-за блокады невозможно экономическое развитие сектора и около половины живущей там молодежи не имеет работы. Сектор так же блокируется со стороны Египта, но скорее формально. Там действуют подземные тоннели, через которые идет нелегальная торговля с этой страной и миром.
Израиль не только блокирует Газу, но и оккупирует палестинские территории Западного Берега (ЗБ) реки Иордан, где проживают еще 3 млн палестинских арабов. Эти районы контролирует не ХАМАС, а оккупационные силы, а так же Палестинская Автономия, — светский арабский режим, управляемый движением ФАТХ.
Но контроль ФАТХ скорее формальный. Израильтяне разделили ЗБ на специальные районы, блокировали перемещения местных жителей, проводят военные и тайные полицейские операции в этой зоне, без суда убивают или арестовывают жителей. Как и в случае с Газой, они контролируют границы, финансовые и товарные потоки. Фактически Израиль поместил 5 млн палестинцев в гигантскую тюрьму под открытым небом и практикует против них систематическое насилие. Нет ничего удивительного в том, что ХАМАС, в свою очередь, атакует Израиль.
Как организована атака?
Вооруженные силы ХАМАС обрушили на Израиль град из нескольких тысяч ракет, перегрузив системы ПВО и заставив сосредоточиться на отражении ракетного нападения. Тем временем боевики из спецназа ХАМАС провели атаку в четырех средах — на земле, под землей, в воздухе и на море. Она была дополнена, судя по ряду сообщений, кибер-атаками, которые положили на время израильские системы наблюдения вокруг Сектора Газа.
Спецназовцы взорвали участки пограничной защитной стены, а затем в бреши влились их мобильные соединения. Другие высадились в израильском тылу на дельтапланах, также использовались морские десанты. Дроны нанесли удары по израильским силам безопасности в те же минуты.
Ошеломив израильтян и полностью используя эффект внезапности, боевики прорвались в Израиль. Продолжая атаковать, они выдвинули небольшие мобильные соединения, атаковавшие израильтян по многим направлениям, разорвав их оборону. Были захвачены базы и штабы некоторых воинских частей, уничтожены или взяты в плен десятки или сотни военных, включая высокопоставленных офицеров. Среди трофеев оказались десятки единиц бронетехники, включая новейшие танки «Меркава Мк4». Были захвачены 22 израильских поселения, причем, под контролем боевиков оказался центр Ашкелона.
Ошибки разведки и раскол олигархического правящего класса Израиля
Захваченный в плен боевик ХАМАС рассказал, что операцию готовили около года и что ее участники были удивлены скоростью и масштабами разгрома израильских сил.
Израильские силы безопасности несомненно знали о подготовке нападения, хотя и недооценили его масштабы. Также весьма вероятно следующее: высшее руководство Израиля во главе с премьер-министром Беньямином Нетаньяху не отнеслось всерьез к этой угрозе, поскольку правительство глубоко погрузились во внутренние споры и конфликты в Израиле.
Страна переживает самый острый внутриполитический кризис с момента ее создания в 1948 году. Нетаньяху находится под судом, ему грозят годы тюрьмы по обвинению в уголовным преступлениях, включая коррупцию. Не желая провести последние годы жизни в тюрьме, 71-летний премьер сумел сколотить правящую коалицию.
Он добивается судебной реформы — изменения законодательства, ограничения влияния Верховного Суда. Затем он хочет, чтобы парламент объявил ему амнистию. Но и этого мало — для того, чтобы следующий состав парламента на отыграл ситуацию назад, Нетаньяху необходимо править страной пожизненно. Все это вызвало небывалые по размаху протесты и раскол в израильском обществе.
Правящий класс в Израиле — крупнейшие монополии, связанные с ними партии и силовики — глубоко расколот. Скорее всего, правительство было перегружено этими проблемами и просто отмахнулось от сигналов о растущей опасности.
Заложники и убийства гражданского населения Израиля
После первых военных успехов ХАМАС на улицах израильских городов и в прилегающих в Газе районах началось взятие заложников и массовые убийства гражданского населения.
Видео запечатлели то, как палестинские боевики уводят в полон женщин, стариков, целые семьи с детьми. Весь мир обошли чудовищные кадры с раздетой женщиной с неестественной вывернутыми, по-видимому, сломанными ногами — боевики погрузили ее в машину, и увезли, сопровождая свои действия новыми издевательствами. Все вместе напоминало то ли сцены из фильма ужасов, то ли картины завоевания древних городов, когда победители уводили жителей в рабство.
Если военная акция ХАМАС могла помочь ему усилить свой имидж как эффективных военных, то такого рода отрицательный пиар вызывал огромную волну возмущения в мире. Возможно, не везде. Однако, США тут же пообещали Израилю многомиллиардную финансовую поддержку и направили ему на помощь Авианосную ударную группу ВМС.
В то же время, как сообщает издание The Guardian, правительство Германии заявило, что пересматривает объем помощи палестинцам в сотни миллионов евро. Немецкий министр развития С. Шульце сообщила, что правительство всегда тщательно следило за тем, чтобы деньги использовались только в мирных целях, однако «нападения на Израиль ознаменовали ужасный перелом… теперь мы пересмотрим все наши действия в отношении палестинских территорий».
Если до этих событий имидж Израиля был сильно подорван на Западе, в том числе благодаря бомбежкам Газы и политике Нетаньяху, то теперь все изменилось — и Запад выступает на стороне Иерусалима. Это может означать, что Израиль получит карт-бланш на практически любые операции в Газе, без угрозы подвергнуться санкциям или осуждению. Подобная ситуация может иметь фатальные последствиями для гражданского населения сектора, не только для боевиков. Кроме того, война может выйти далеко за пределы Газы.
Уже сегодня израильскими бомбежками Газы убиты 400 и ранены более тысячи человек, и многие из них — гражданские. Но это — даже еще не начало израильской ответной операции.
Кем была организована операция ХАМАС?
Около полугода назад израильские аналитики опубликовали доклад о подготовке грандиозной военной операции противниками Израиля. За ней стояли не только суннитский ХАМАС, но и его союзники — ливанская шиитская проиранская группировка Хезболла, а так же их главный спонсор — Иран.
Речь шла о нападении на основе «единства арен сопротивления», то есть о взаимодействии между ХАМАС и Хезболлой и о том, что Иран обеспечит их всем необходимым для атаки.
Сегодня Хезболла уже отреагировала, сообщив, что она вступит в войну с Израилем в случае его сухопутного вторжения в Газу (а такое вторжение неминуемо). Она уже вступила в перестрелку с израильскими военными на ливанской границе. Хезболла намного сильнее ХАМАС, это ударный кулак Ирана, вооруженный и организованный им и выдвинутый в сторону Израиля. Организация располагает огромным ракетным потенциалом, включая сотни высокоточных ракет, танковыми соединениями, силами спецназа, способными на прорывы израильских линий обороны, и десятками тысяч военных, подготовленных для партизанско-диверсионной войны, заточенных под тактику израильской армии.
Хезболла получила большой опыт в Сирии, где она сражалась на стороне Асада. Вообще, режим Асада является частью той же самой созданной Ираном коалиции (ее называют «Ось сопротивления»), направленной против Израиля и его союзников.
В свою очередь Израиль объявил всеобщую мобилизацию, самую масштабную со времен той самой Войны Судного дня. В армию призывается 300 тыс резервистов. Это означает, что ее численность в ближайший месяц достигнет полумиллиона человек.
Несмотря на то, что Армия обороны Израиля действовала в первые сутки боев неудачно, не стоит забывать, что она обладает огромной военной мощью. У Израиля самые эффективные в регионе ВВС, свыше 400 только боевых самолетов f-16 и f-15, включая современные модификации, а также несколько эскадрилий новейших американских самолетов-невидимок f-35.
На вооружении Израиля имеются сильная высокоточная артиллерия или около 1500 современных танков. Он в состоянии уничтожить Сектор Газа. В то же время его предыдущее вторжение в Ливан в 2006 году было неудачным — израильские войска понесли серьезные потери от ударов партизанско-диверсионных подразделений Хезболлы.
Зачем это нужно Ирану?
Здесь нужно сказать несколько слов о специфике нынешней ситуации на Ближнем Востоке и о том, зачем Иран готовил и спонсировал атаку против Израиля. Нынешняя эскалация вызвана попыткой Ирана разрушить будущее всеобъемлющее соглашение между Израилем и Саудовской Аравией — главными конкурентами Ирана на Ближнем Востоке.
Это соглашение могло быть достигнуто в ближайшие месяцы при посредничестве США. Речь идет об установлении дипломатических отношений между саудовцами и израильтянами. Однако, помимо дипломатии, речь шла о широкомасштабной сделке, способной сильно повлиять на соотношение сил в регионе.
Планируется построить или модернизировать систему морских портов и железных дорог для ускорения транзита товаров по линии Индия — Саудовская Аравия — Иордания — Израиль — Европа. Этот мегапроект стоимостью 17 млрд. долларов призван интегрировать экономику указанных государств, связав их воедино. Ожидается, что саудовцы признают Израиль дипломатически и будут сотрудничать с ним в военном отношении. Кроме того, США обещают в качестве подарка обеим странам масштабную военную помощь и поставки самого современного оружия, а также помощь саудовцам в области развития атомной энергетики.
Все это вызывает крайнюю озабоченность у Ирана, противника США и Израиля, и конкурента саудовцев, соперничающего с ними за контроль над Персидским заливом.
Поскольку Саудовская Аравия стремится стать самой влиятельной арабской страной, все больше позиционируя себя в качестве флагмана арабского национализма и главной силы, стимулирующей развитие арабских стран своими инвестициями, важно, чтобы ее сделка с Израилем не сопровождалась ростом гнева среди арабского населения Ближнего Востока. Именно поэтому Саудовская Аравия потребовала улучшения израильско-палестинских отношений в качестве одного из условий сделки. Сейчас и в обозримом будущем это стало невозможным. Похоже иранский проект по торпедированию этого соглашения удался.
Что теперь будет?
Как уже говорилось выше, Израиль объявил состояние войны и мобилизует 300 тысяч резервистов в армию. Возможно, его вооруженные силы являются самыми мощными на Ближнем Востоке, хотя сегодня некоторые эксперты выражают сомнение в их эффективности на фоне пропущенных Израилем ударов.
ХАМАС оказался в положении человека, который, находясь в одной комнате с Майклом Тайсоном, ударил чемпиона по боксу между ног. Этот удар был эпическим. Но теперь этот человек находится в одной комнате с разъяренным чемпионом по боксу… У Израиля — огромная армия, и он не оставит их в покое.
И здесь нужно вновь указать на раскол правящего класса в Израиле и на отчаянное положение Беньямина Нетаньяху. После оглушительного провала систем безопасности, его авторитет стремится к нулю. Причем от атаки больше всего пострадало население Юга, одна из его электоральных опор. Биби (как называют израильского премьера) всегда строил свою пропаганду, представляя себя жестким, националистическим политиком, суровым патриотом, озабоченным безопасностью Израиля. Теперь образ, создавшийся им несколько десятилетий, разваливается на глазах. Это ведет к потере власти, а потеря власти для Биби равносильна скорому завершению уголовного процесса и тюрьме.
Единственное, что ему остается — это начать большую войну, вероятно оккупировать Газу. Возможно, вступить в войну с Хезболлой в Ливане или даже непосредственно с Ираном. Главное — объявить глобальный ответ и отвлечь внимание граждан сурового поражения, от фиаско 7 октября.
Но и тут есть свои риски. Израильская армия не проводила больших операций с 2006 года, и та ее война против Хезболлы оказалась неудачной. Состояние и боевая подготовка резервистов вызывают вопросы, не хватает всего необходимого для снабжения. Боевое слаживание в лучшем случае займет месяц, а скорее всего оно потребует большего времени. Сегодня такая «сырая» армия может понести в боях значительные потери.
В ближайшие часы и дни мы увидим, как развиваются события. Единственное, что можно утверждать — большая война на Ближнем Востоке стала высоковероятной.