Сеул и Пхеньян, похоже, рассчитали, что нахождение в разных углах ринга укрепляет их относительные позиции на полуострове
Со времен холодной войны Северная и Южная Корея в геостратегических конфликтах часто оказывались на противоположных сторонах.
Южнокорейские сухопутные войска и северокорейские пилоты выполняли боевые задания во время войны во Вьетнаме. Южная Корея внесла свой вклад в возглавляемые Соединенными Штатами коалиционные силы в Афганистане и Ираке, в то время как Северная Корея поддерживала региональных игроков, враждебных Западу — таких, как правительство Асада в Сирии и «Хезболла» в Ливане.
В нынешнем российско-украинском конфликте две Кореи снова по разные стороны. В то время как некоторые прокси-войны имеют характеристики «меч против меча» в нанесении косвенного удара противнику, прокси-война двух Корей на Украине имеет больше характеристик «щит против щита», содействуя укреплению геостратегической обороны и сдерживания друг друга на Корейском полуострове.
До начала российской специальной военной операции Северная Корея отстаивала обоснование России в принятии защитных мер против предполагаемой «гегемонистской политики» Запада. Северная Корея была одной из пяти стран, проголосовавших против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающей вторжение России на Украине, и одной из трех стран, признавших пророссийские народные республики в Донецке и Луганске, которые Россия официально присоединила осенью 2022 года.
Многочисленные источники также утверждали, что по мере затягивания конфликта Северная Корея все активнее участвует в поддержке военных операций России. Сообщалось, что Пхеньян экспортировал артиллерийские снаряды и ракеты для пополнения военного арсенала России. В декабре 2022 года правительства США и Британии также обвиняли Северную Корею в поставках ракет российской группе «Вагнер».
Северная Корея также подтвердила сообщения о том, что она направит рабочую силу для оказания помощи в восстановлении оккупированных Россией украинских территорий. Российские СМИ сообщали, что Северная Корея открыла шесть новых торговых представительств в российских городах, чтобы облегчить трудоустройство северокорейских рабочих. Сообщается также, что северокорейские рабочие были направлены на производственные объекты на Дальнем Востоке РФ, поскольку Россия боролась с нехваткой рабочей силы в некоторых отраслях промышленности после проведения частичной военной мобилизации осенью.
Тем временем Южная Корея вместе с Соединенными Штатами и большинством западных стран проголосовала за резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающие вторжение России на Украину. Южная Корея приостановила финансовые операции с крупнейшими российскими банками и запретила экспорт в Россию стратегических материалов, включая полупроводники.
Сеул, однако, воздержался от прямых поставок оружия Украине. Несмотря на просьбу президента Владимира Зеленского о предоставлении средств противовоздушной обороны и противотанковых ракет, Южная Корея придерживается политики предоставления только нелетальной помощи — такой, как бронежилеты и медикаменты.
Тем не менее, Южная Корея все более вовлекается в действия по косвенной поддержке военных операций Украины. В июле южнокорейские производители оружия подписали с Польшей контракт на экспорт танков, гаубиц и истребителей на сумму 15 миллиардов долларов (первая партия южнокорейских танков K2 прибыла в Польшу в декабре). В ноябре Польша подписала еще один контракт на импорт реактивных систем залпового огня, первая партия которых должна поступить в начале следующего года. В ноябре газета The Wall Street Journal также сообщила, что Вашингтон закупит 155-мм артиллерийские снаряды для гаубиц у южнокорейских производителей для отправки на Украину.
Будет ли южнокорейское вооружение в конечном итоге развернуто на театре военных действий, пока точно неизвестно. Даже если они непосредственно не используются в конфликте, экспорт оружия Южной Кореей способствует укреплению военного потенциала Украины, позволяя Европе и Соединенным Штатам продолжать передачу оружия украинской армии, одновременно уменьшая нехватку его в их оружейном резерве.
Даже нелетальная помощь Южной Кореи могла бы сыграть значительную роль в ходе конфликта. В ноябре Украина объявила, что получит мощные электрогенераторы и мини-экскаваторы из Южной Кореи, что имеет решающее значение для усилий Украины по восстановлению инфраструктуры, поврежденной в результате российских ракетных атак и атак беспилотников зимой.
Стратегическое влияние Северной Кореи на Корейском полуострове было усилено тем, что она поддерживает Россию. Благодаря взаимной поддержке России и отвлечению внимания США на Украину уверенность Северной Кореи в том, что она сможет противостоять международному давлению в укреплении своего статуса ядерного государства, возросла. В этом году Северная Корея испытала межконтинентальную баллистическую ракету, выпустила артиллерийские снаряды вблизи южнокорейских вод, запустила беспилотники в воздушное пространство Южной Кореи и кодифицировала свое право на нанесение превентивных ядерных ударов, но избежала дальнейших санкций ООН, поскольку Россия использовала свое право вето, чтобы выступить против резолюций Совета Безопасности ООН, осуждающих действия Северной Кореи.
Взаимное тяжелое положение, вызванное международными санкциями против двух стран, также улучшило двусторонние экономические отношения, и впервые почти за три года возобновилась трансграничная железнодорожная торговля.
Для Южной Кореи ядерный прогресс Северной Кореи усилил настоятельную необходимость укрепления ее потенциала сдерживания: укрепления национальной обороны и приверженности безопасности со стороны международного сообщества. Президент Южной Кореи Юн Сук Ель пообещал превратить Южную Корею в «глобальное ключевое государство» в международных делах и к 2027 году стать четвертым по величине экспортером оружия в мире. Участие Южной Кореи в российско-украинском конфликте способствовало достижению этих целей.
Во-первых, возобновившиеся опасения Европы по поводу безопасности предоставили возможности для расширения оборонной промышленности Южной Кореи. Наряду с Польшей, Эстония и Норвегия закупили южнокорейские гаубицы и танковые боеприпасы; по оценкам, оборонный экспорт Южной Кореи достиг самого высокого годового уровня в прошлом году. Если оружие южнокорейского производства в конечном итоге будет использовано на театре военных действий, у южнокорейских военных будет возможность протестировать вооружение против российского, чьи военные технологии в основном использует Северная Корея.
Во-вторых, наряду с экономическим потенциалом Южной Кореи и культурной «мягкой силой», военный вклад Южной Кореи мог бы усилить мотивацию Соединенных Штатов, НАТО и международного сообщества к оказанию помощи ей в сдерживании Северной Кореи.
Российско-украинский конфликт также представляет стратегические риски для двух Корей. Участие в конфликте привело к неудаче в достижении Южной Кореей цели добиться поддержки Россией денуклеаризации Северной Кореи. В марте Россия внесла Южную Корею в список «недружественных стран» за введение прямых санкций против России. Более тесное сближение Северной Кореи с Россией и Китаем может укрепить геостратегический тупик на Корейском полуострове. Поэтому, не желая чрезмерно провоцировать Россию, Южная Корея подтвердила свою официальную позицию о предоставлении Украине напрямую только нелетальной помощи.
Однако обе Кореи скорее всего продолжат свое рассчитанное участие в российско-украинском конфликте. Северная Корея стремится к большему сближению с Россией, чтобы усилить дипломатическую и экономическую защиту от санкций Запада и от давления с целью денуклеаризации. Южная Корея, в свою очередь, стремится к расширению оборонных связей с Соединенными Штатами и Европой, чтобы укрепить национальное и международное сдерживание против ядерной угрозы Северной Кореи.
Соответственно, чья бы стратегическая оборона ни укреплялась из-за участия в российско-украинском конфликте, это будет иметь последствия для геостратегического баланса на Корейском полуострове.