Могут ли США и Европа оказать большее давление на Азербайджан из-за блокады Нагорного Карабаха — но без войны?
Блокада Нагорного Карабаха — горного региона, международно признанного частью Азербайджана, но находящегося под эффективным армянским контролем в течение трех десятилетий, — вступает в четвертую неделю. В сообщениях подчеркивается быстрое сокращение поставок медикаментов, продуктов питания и других предметов первой необходимости, и никакого решения, по-видимому, не предвидится. Занятая своим конфликтом на Украине, Россия, исторический арбитр в регионе, показала себя либо не желающей, либо неспособной положить конец продолжающемуся кризису.
Азербайджанские экоактивисты, называющие себя таковыми, уже почти месяц блокируют Лачинский коридор, единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с собственно Арменией. Они требуют прекратить то, что, по их утверждению, является незаконной практикой добычи полезных ископаемых на территории Азербайджана, а также передачу через этот коридор оружия (в частности, мин).
Официальные лица в фактической столице региона Степанакерте отвергли утверждения Баку о том, что дорога используется для транспортировки оружия. Однако на международной арене Азербайджан продолжает настаивать на вопросе поставок оружия.
Существует риск, что эти проблемы вновь разожгут войну между Арменией и Азербайджаном с потенциально катастрофическими последствиями для региональной стабильности, поскольку погруженная в свои проблемы Россия, возможно, больше не сможет поддерживать мир.
Министерство иностранных дел Армении недавно предупредило, что «опасность недоедания ощутима» для 120 000 армян, проживающих в регионе. Учитывая, что 400 тонн предметов первой необходимости ежедневно прибывали в Нагорный Карабах по коридору, продолжающаяся блокада, вероятно спровоцирует серьезный гуманитарный кризис, поскольку лишь нескольким автоколоннам Красного Креста было разрешено пройти через него для оказания неотложной медицинской помощи. Единственным альтернативным средством передвижения в Нагорный Карабах является аэропорт, расположенный недалеко от Степанакерта, но в настоящее время он используется исключительно для пополнения запасов и ротации российских миротворческих сил.
Кроме того, аэропорт десятилетиями не использовался гражданскими лицами, и Баку пригрозил принять решительные меры в случае его возможного дополнительного использования, учитывая, что он находится в пределах международно признанных границ Азербайджана.
Европейский союз и Соединенные Штаты призвали Азербайджан обеспечить свободу и безопасность передвижения по коридору с момента начала блокады 12 декабря. Однако эти призывы не были подкреплены каким-либо реальным давлением на Азербайджан и, по-видимому, не оказали никакого влияния на принятие решений Баку. Между тем Турция, самый верный сторонник Азербайджана и поставщик оружия, расцвела как глобальный посредник с тех пор, как началась война в Украине.
Отказавшись от применения западных санкций против России и сыграв (наряду с ООН) ведущую роль в заключении в прошлом году соглашения об экспорте зерна между Киевом и Москвой, Анкара сделала себя в определенных отношениях незаменимой для Кремля. Похоже, что Азербайджан использует новообретенные рычаги своего союзника, а также свое собственное значительно возросшее значение в поставках газа в Европу, чтобы продвигать свои интересы на Южном Кавказе.
На заседании Совета Безопасности ООН в прошлом месяце Соединенные Штаты вместе со своими союзниками заняли решительную позицию и призвали к открытию коридора и прекращению блокады. Хотя предполагалось, что заявление Совета будет опубликовано после заседания, оно так и не было опубликовано из-за дипломатического срыва с участием двух сторон, Франции и России. В любом случае, гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе создал бы, по меньшей мере, серьезную политическую проблему для американского и французского правительств, учитывая большие и политически влиятельные армянские общины в обеих странах.
Однако у Вашингтона есть возможность повлиять на ситуацию более сильно. Он должен оказать дипломатическое давление на Азербайджан большее, чем оказывает на сегодняшний день, чтобы немедленно открыть коридор, а также координировать свои действия с Ереваном и Москвой, чтобы обеспечить решение проблем Баку в рамках соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года. Ключевым интересом как Баку, так и Анкары является создание так называемого Зангезурского коридора, который соединил бы азербайджанский эксклав Нахичевань (который граничит с Турцией) с собственно Азербайджаном, тем самым установив прямую связь между двумя странами — сценарий, против которого решительно выступают Иран и Армения.
Вопрос о том, какая именно сила будет контролировать такой транспортный маршрут, который пройдет через южный регион Армении Сюник, стал предметом спора на переговорах после соглашения о прекращении огня. Тем временем Азербайджан продемонстрировал свою готовность оказать военное давление для ускорения переговоров. Учитывая эту ситуацию, Вашингтону следует поощрять дальнейшие переговоры по продвижению регионального мира и снижению напряженности посредством дипломатического решения, приемлемого для всех вовлеченных сторон.
Кроме того, Вашингтону следует добиваться дальнейших действий в Совете Безопасности ООН для урегулирования в международных рамках кризиса в Лачинском коридоре. Однако, если такие дипломатические действия не принесут плодов, Вашингтон мог бы становить гуманитарный воздушный транспорт для доставки крайне необходимых грузов в Нагорный Карабах.
Хотя существуют ограничения на то, какое давление может оказать Вашингтон и за какие ниточки он может потянуть, чтобы разрешить ситуацию, существует явная необходимость в том, чтобы администрация Байдена действовала более решительно, чтобы предотвратить на Южном Кавказе массовый голод или еще что похуже.