Венгерский политик предлагает Польше поделить не только Украину, но и Словакию
Глава венгерской партии «Наша Родина» Ласло Тороцкаи, поздравил Польшу с Днем независимости, намекнув на раздел Украины.
«Боже, благослови Польшу! До встречи на общей польско-венгерской границе!», — написал он в соцсети.
Политик прикрепил к посту фотографию, снятую в марте 1939 года близ села Ужок, которое располагалось на территории нынешней Украины рядом с польской границей. На ней изображены пожимающие руки пограничники на польско-венгерской границе, образовавшейся после захвата Венгрией Закарпатской Украины.
Закарпатье ранее входило в состав Австро-Венгерской империи. После распада монархии Габсбургов в результате Первой мировой войны оно отошло к Чехословакии. В 1939 года вскоре после раздела последней в результате Мюнхенского сговора часть этой территории захватила Венгрия, однако после разгрома гитлеровской Германии она вошла в состав Закарпатской области Украинской ССР.
Таким образом венгерский политик намекает на радел не только Украины, но и Словакии, без которого невозможна польско-венгерская граница. На такое европейцы уж точно не пойдут. В вот вопрос раздела Украины — вполне дискуссионный. И к нему, наверняка, не прочь была бы присоединиться еще и Румыния.
В сентябре экс-министр иностранных дел этой страны Андрей Марга призвал Киев передать свои территории России, Венгрии, Польше и Румынии, отметив, что Украина находится в неестественных границах и ей следует уступить свои земли. Позже он подтвердил свои слова, подчеркнув его историческую достоверность, соответствие международному праву и общим интересам.
Так что, готовы они делить Украину или нет? Понимают, что шанс получить границу с Россией куда выше, чем друг с другом? Или со стороны Тороцкаи это своеобразный троллинг?
— Речь о почти маргинальном политике, — поясняет доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Тем не менее, его мнение частично разделяет огромное количество венгров. Да, он спит и видит, чтобы Закарпатье вернулось в состав Венгрии. А по поводу Галиции — конечно, троллинг. Хотя всё равно — на часть Львовской области Польша претендовать может. Кроме того, он намекнул и Словакии, что, если она не обеспечит права венгров — её может не стать.
«СП»: — В Словакии проблемы с правами венгров такие же серьезные, как и на Украине? Почему Будапешт не давит на них, как на Киев?
— Давит, ещё как. Просто нам это малоинтересно. Но, в отличие от Украины, в Словакии венгры имеют свои школы и университет. Хотя венгры справедливо недовольны, что в госучреждениях их язык не используется даже в местах компактного проживания.
Словацко-венгерские отношения из-за этого крайне непростые, но накал там всё равно ниже, чем с Украиной. Но это уже другая тема.
«СП»: — Насколько сегодня можно говорить об исторической обоснованности их претензий? Тем более, что польско-венгерская граница возникла из-за раздела Чехословакии…
— Ну как сказать… До Чехословакии и даже до Австрийской империи польско-венгерская граница веками тут проходила. Другое дело, что этнические венгры в этой части Карпат почти не жили. Их национальная территория в Закарпатье располагается южнее. Этническая «польскость» юго-запада Галиции тоже сомнительна — хотя какие-то права Польша на неё всё-таки иметь объективно может.
«СП»: — Вернемся к Польше. Им правда не интересна Галиция?
— Польшу может интересовать Львов и половина Львовской области. Прочая Украина, включая остальную Галицию — только как сфера влияния.
«СП»: — Они ведь понимают, что в этом случае они получат протяженную границу с Россией. Готовы ли они к этому?
— Венгрия с Россией граничить будет вряд ли. Её интерес ограничивается Закарпатьем — причём, скорее, его действительно этнически мадьярским юго-западом… А Польша этого смертельно боится, потому готова поддержать даже своих врагов бандеровцев — лишь бы с Россией не граничить нигде, кроме Калининграда. Но опять же — даже присоединение Львова вряд ли даст ей границу с Россией.
— Венгрия, Польша и Румыния, как, впрочем, и Турция, с момента распада СССР не просто с вожделением, пуская слюни, смотрят на «независимую» Украину, но и предпринимают ряд действий, направленных на отторжение «своих» земель, — отмечает политический обозреватель Сергей Веселовский.
— Для турок «украинская» Автономная Республика Крым всегда была ничем иным, как турецким велаятом Къырым.
МИД Венгрии направо и налево раздавал в Закарпатье венгерские паспорта, как и МИД Румынии в Буковине румынские.
А Польша не только раздавала населению Галиции «карту поляка», но и много лет за свой счёт учила западноукраинских студентов в польских вузах, прививая им нужные себе взгляды и убеждения.
Все эти «братские страны» отлично понимали, что Украина в любом случае не жилец, и готовились к «возвращению своих территорий». Так что мы, с одной стороны, помешали их планам «мирной аннексии», а с другой -помогли.
Думаю, что после окончания СВО, «союзники Украины» рассчитывают договориться с Россией о новых границах. И у всех них, кроме Турции, есть шанс.
— Ласло Тороцкаи придерживается крайне правых взглядов, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Возглавляемая им организация «Наша родина» на парламентских выборах в апреле 2022 года получила поддержку 5,88% избирателей и 6 мест в Госсобрании страны. Впрочем, до сих пор в число более значимых факторов, приносивших голоса этой организации, были другие вопросы. Скажем, одной из значимых тем для Ласло Тороцкаи и его сторонников является борьба против антиковидных ограничений. Например, «Наша родина» выступает с требованием, чтобы граждане, уволенные из-за отказа делать прививку против коронавирусной инфекции, были восстановлены на работе и получили компенсации.
«СП»: — России как к этому относиться? Приветствовать ли раздел Западной Украины? Или она нам самим нужна?
— В ближайшем будущем включение части территории Украины в состав соседних государств ЕС все же крайне маловероятно. Среди прочего, и ключевые западные державы сейчас также выступили бы против такого сценария. На практике такие заявления и намеки, как в случае Ласло Тороцкаи, усиливают напряженность и взаимное недоверие между Украиной и Венгрией. Можно отметить, например, что по данным опроса, проведенного среди украинских граждан Социологической группой «Рейтинг» 8−9 октября 2022 года, 41% респондентов назвали Венгрию враждебной страной.
С другой стороны, по данным октябрьского же опроса, проведенного уже в Венгрии компанией Századvég, среди респондентов из этой страны 67% негативно относились к Владимиру Зеленскому (впрочем, 72% опрошенных так же отнеслись к Владимиру Путину). Конечно, Москве, особенно в нынешних условиях, такая напряженность между Украиной и Венгрией (в том числе, на уровне общественных настроений) объективна выгодна.