Почему президент Токаев не спешит с законом об иноагентах
Парламент Грузии принял закон об иноагентах. В минувшем апреле такой закон был принят в Киргизии. В Тбилиси до сих пор не прекращаются акции протеста. Киргизии Запад тоже обещает какие-то политические потрясения. Но и Тбилиси, и Бишкек считают, что такой шаг «укрепляет суверенитет стран», и может предотвратить «насильственные действия политического меньшинства».
Грузия и Киргизия выделяются на всем постсоветском пространстве повышенным «революционным потенциалом», который всегда подогревался финансируемыми из-за рубежа НПО. Достаточно вспомнить «революцию роз» и «революцию тюльпанов».
Сейчас заговорили о возможности принятия такого закона в Казахстане. Там уже действует так называемый реестр лиц, получающих деньги из-за рубежа, а работу НКО (некоммерческих организаций), получающих иностранные средства, контролирует Комитет госдоходов минфина. И все вроде бы упорядочено: НКО исправно платят налоги. Но теперь интерес к иноагентам в Казахстане начинает приобретать уже не меркантильный характер.
Дело в том, что тамошние эксперты стали фиксировать повышенную активность посольств западных стран, особенно США, в работе с лидерами общественного мнения. Причем призывы к сотрудничеству печатаются на сайте американской дипмиссии, а ее глава открыто обращается к населению с призывами о защите прав ЛГБТ*. Но проблема не только в этом.
Запад через иноагентов, которых в Казахстане насчитывается около 300, подрывает суверенитет страны, активно вмешиваясь в информационное пространство, преследуя исключительно собственные цели под предлогом «развития и защиты демократии».
Причем некоторые из «раскрученных в медийном поле лиц» прежде активно освещали в соответствующей подаче протесты в Казахстане в январе 2022 года. Теперь в местных СМИ стали часто появляться статьи с резкой критикой казахстанско-российских, казахстанско-китайских и даже казахстанско-узбекских отношений с проекцией на дестабилизацию внутриполитической ситуации в стране.
НПО действуют смело, полагаясь на прикрытие США, которые, кстати, являются для республики одним из крупнейших инвесторов с общим объемом вложений более 62 млрд долларов.
То есть Казахстан, который занимает важнейшее геополитическое положение, гранича одновременно с Россией и Китаем, Соединенные Штаты пытаются держать «в узде», используя разные средства, в том числе с активным подключением местных СМИ.
Источник того или иного материала часто камуфлируется, что создает проблемы для правительства Казахстана, когда позиция иностранного государства выдается как проявление его национальных интересов. Поэтому в республике стал обсуждаться вопрос о возможностях ограждения граждан от различных информационных манипуляций, и это становится катализатором для принятия закона об иноагентах.
Разворачивается нешуточная борьба, правда, пока в формате острых политических дискуссий, хотя речь идет о появлении определенных официальных маркировок в национальных СМИ, а не о каких-то запретах. Связано это еще и с тем, что появившийся ранее список структур, имеющих зарубежное финансирование, воспринимался как первый шаг к принятию закона.
Но есть силы, которые считают, что раз стало известно, какие «независимые» СМИ на кого и в чьих интересах работают, то принятие закона об иноагентах может спровоцировать не только «грузинский синдром» в варианте карательных санкций со стороны Запада, но и подорвет позиции правительства в проводимой многовекторной внешней политике. В этой связи предлагается ввести всего лишь некоторые поправки в реестр, что фактически уже было сделано 1 января 2023 года.
Но по оценке тех же казахских экспертов, «принятые меры оказываются неэффективными». Известный общественный деятель Альжан Исмагулов уверен, что Казахстану вслед за Киргизией и Грузией просто необходимо принять закон об иноагентах, что «поможет обществу более четко ориентироваться в информационных потоках и понимать, кто и чьи интересы продвигает в стране».
Другой сценарий действий квалифицируется, по примеру оппозиции в Грузии, как «обозначение влияния России, а не Европы». Но тот же пример показывает, как Запад с помощью НПО закладывает мины замедленного действия, провоцируя социальные протесты в целях дестабилизации ситуации.
Тем не менее, в Казахстане некоторые эксперты утверждают, что принятие закона об иноагентах выведет республику на уровень противостояния с Западом по российскому вектору, внутри страны начнется борьба с инакомыслием, что подорвет ее международный имидж. И это тогда, когда те же эксперты утверждают, что информационное пространство Казахстана совсем не защищено, и в реалиях гибридных войн страна уже давно чувствует натиск по разным направлениям.
Тем не менее пока республика остается по пути утверждения и развития института иностранных агентов. Но насколько устойчива ситуация и к чему может прибегнуть Запад в случае необходимости для раскачивания внутриполитической обстановки в стране и в регионе в целом — вопрос открытый. Вашингтон и Брюссель располагают для этого почти всеми ресурсами: солидным присутствием своего капитала в экономике, возможностью повлиять на ситуацию, на общественное настроение. К тому же политический класс опасается западных санкций.
В такой ситуации президент Касым-Жомарт Токаев пытается маневрировать, чтобы сохранить устойчивость политической системы, понимая, что механизм повторной дестабилизации ситуации в стране цел. Поэтому вряд ли будет спешить с законом об иноагентах, хотя объективно в этом заинтересован, чтобы держать процессы под контролем. Но ни на какие радикальные изменения, типа грузинских, Токаев сейчас не пойдет.
Другое дело, что появляется мотивация для торга с Западом, чтобы выиграть время для новых решений, особенно по части укрепления суверенитета страны. Если процесс выйдет из-под контроля, то это произойдет военно-политическим образом.