Так кто же разрушил крепкую дружбу двух антироссийских режимов
Зеленский поручил своему МИДу вызвать посла Грузии и предложить покинуть Украину в течение 48 часов для консультаций с Тбилиси, сообщается в телеграм-канале укрофюрера. Причиной стало ухудшающееся здоровье экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, который находится под следствием в СИЗО.
«Мы неоднократно призывали официальный Тбилиси остановить это издевательство и договориться о возвращении Саакашвили. Наши партнеры по координации с Украиной также предлагали различные опции спасения», — заявил бесноватый. Он вновь призвал отпустить Мишико, чтобы тот подлечился в незалежной.
Саакашвили, как сообщают его поклонники, несколько раз объявлял голодовку, после чего состояние экс-президента начало ухудшаться, и его перевели в больницу. В минувшем декабре медэксперты из нескольких стран поставили ему диагнозы, несовместимые с заключением, однако в феврале суд в Тбилиси отказал в освобождении по состоянию здоровья. А в мае Европейский суд по правам человека не удовлетворил иск его защиты об отсрочке отбывания наказания на время лечения в зарубежной клинике.
Министр иностранных дел бандерштата Дмитрий Кулеба также призвал «прекратить издевательство» над бывшим президентом, к тому же гражданином Украины.
Что теперь? Дойдет до разрыва отношений? А ведь когда-то пели в унисон. Создавали антироссийские организации (ГУАМ), соревновались за звание «любимой жены США»…
— Трудно предсказывать будущее украино-грузинских отношений, но совершенно очевидно, что их нельзя называть дружескими, — убеждена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. — С одной стороны, сейчас грузинскому правительству невыгодна конфронтация ни с Западом, ни с Россией, а осложнение отношений с Украиной портит имидж страны в глазах Вашингтона и Брюсселя. С другой стороны, поддаться на действия Зеленского — это уступить грубому шантажу и отменить работу грузинского правосудия, что неприемлемо для грузинских властей.
Они продолжают утверждать, что права Саакашвили не нарушаются, что он находится в клинике, и его состояние — прямое следствие объявленной им голодовки. Нужно напомнить, что в свое время ЕСПЧ отказал Саакашвили в просьбе перевести его в заграничную клинику и порекомендовал отказаться от голодовки.
Саакашвили, по всей вероятности, рассчитывает, что при поддержке Украины ему удастся привлечь внимание Запада к своему состоянию, и Зеленский всячески подыгрывает его действиям, наращивая градус враждебности по отношению к Грузии.
«СП»: Проблема в Саакашвили? Или он только предлог? Может, Киев недоволен нежеланием Тбилиси открывать второй фронт? Или ещё чем?
— Безусловно, претензии Зеленского не исчерпываются исключительно вопросом здоровья Саакашвили. Грузия — одна из немногих стран, получивших прибыль от ситуации на Украине. В прошлом году ВВП Грузии вырос более, чем на 10 процентов, в первом квартале этого прибавил еще почти 8 процентов.
Все это благодаря не только притоку состоятельных мигрантов из России, но и возможности стать логистическим хабом для санкционных товаров. Киев представляет это как удар в спину Украине и обвиняет правительство Грузии в «пророссийской политике».
«СП»: Как в последнее время изменились отношения между Грузией и Украиной? То была любовь-морковь, ГУАМ и всё такое, а теперь? Всё дело в грузинских властях, которые в Киеве почему-то считаются пророссийскими?
— Киев очень болезненно реагирует на то, что в Грузии к власти пришли умеренные русофобы, а не отъявленные радикалы. Украинская власть хотела, чтобы официальный Тбилиси постоянно нагнетал ненависть к России напоминаниями о войне 2008 года.
Однако, правительство Гарибашвили очень прагматично и расчетливо строит взаимоотношения, стремясь вывести Грузию из экономического упадка. Взрыв негодования на Украине вызвала отмена визового режима со стороны России, возобновление авиасообщения. Зеленский пошел даже на введение санкций против грузинской авиакомпании, что, в свою очередь, в Тбилиси посчитали оскорблением. Украинский президент не хочет понять, что власти могут руководствоваться не тупыми политическими декларациями, а интересами экономики, поэтому объявляет все руководство Грузии «пророссийским».
«СП»: Для Киева важна поддержка Тбилиси? Или в нынешних условиях содержания Западом уже всё равно?
— Для Зеленского очень важна демонстрация «Весь мир с нами!». При его политике предательством выглядит любое отсутствие безусловной враждебности к России. Конечно, исходя из этого тезиса, предательством выглядит и конкуренция Грузии с Украиной за вступление в НАТО.
Выступая с обвинениями в «пророссийской позиции», Зеленский надеется, что Запад присоединится к Киеву в давлении на Тбилиси, однако там очень осторожно относятся к возможности влияния на страны Закавказья, учитывая позицию Турции, Азербайджана и Армении, завязанных в очень тугой узел противоречий и конфликтов.
«СП»: Зеленскому вообще нужен Саакашвили? Предположим, его отдали — что бы это изменило?
— Как союзник Саакашвили вполне выгоден Зеленскому, поскольку он, с одной стороны, воплощение лютой русофобии, а с другой — противник Порошенко, то есть конкурента.
Однако передача Саакашвили Украине исключена. Так что вся история — лишь повод для привлечения внимания Запада к позиции Грузии, которую Зеленский считает неприемлемой.
По мнению главного редактора информационного агентства «Кавказский рубеж» Алексея Албу, проблема в отношениях между Украиной и Грузией находится вне этих стран.
— «Архитекторы» внешней политики Соединённых Штатов давно использовали Грузию для достижения своих целей. Однако это невозможно делать бесконечно. Жители Сакартвело поняли, что многие годы являлись игрушкой в чужих руках, и использовали «политическое окно», возникшее после начала СВО, для восстановления своего суверенитета и ослабления влияния Вашингтона внутри Грузии. Поэтому, на мой взгляд, использование темы Саакашвили является лишь предлогом для обострения двусторонних отношений между Киевом и Тбилиси и внешнего вмешательства.
«СП»: Саакашвили, если разобраться, нужен Зеленскому?
— Безусловно, Саакашвили для Зеленского абсолютно бесполезная единица — в пределах украинской политики. Однако, чего не отнять у наших западных «партнёров», так это защиты своих резидентов. Они используют все механизмы, чтобы поддержать тех, кто им служит верой и правдой многие годы. В данном случае мы видим, как Штаты используют подконтрольного им президента одной страны для давления на другую. Как и прежде, вмешиваются в дела суверенного государства чужими руками.
«СП»: Для Грузии принципиально не отдавать Саакашвили? На Украине находится ряд грузинских преступников, будет ли Тбилиси добиваться их выдачи?
— Здесь дело не в принципе, а в соблюдении закона. Если отдавать всех уголовников, о которых попросят Вашингтон или Киев, то это приведёт к распаду законодательной системы, государство лишится права наказывать преступников за противоправную деятельность. Нетрудно догадаться, к каким фатальным последствиям это может привести. Что же касается политической целесообразности, то, на мой взгляд, Саакашвили уже «сбитый лётчик» и не сможет организовать значимого сопротивления режиму. Однако, его освобождение стало бы мощным сигналом всем сомневающимся оппозиционерам о том, что за любое преступление, даже тяжкое, отвечать не обязательно. Сигналом о том, что «вас вытащат», «вас не оставят». Безусловно, такие посылы лягут в благодатную почву, так как грузинское общество до сих пор, к сожалению, наводнено западными НКО, формирующими общественное мнение.
«СП»: Как нынешняя власть в Тбилиси смотрит на Украину? Особенно в контексте конфликта с Россией?
— По моему мнению, Тбилиси заинтересован в здоровых, равноправных отношениях с Киевом, но эта позиция не взаимна. Киев постоянно что-то требует от Тбилиси, причём в ультимативной форме. Это не приемлемо для любого суверенного государства.
«СП»: На Украине власти Грузии считаются почему-то пророссийскими, но насколько это соответствует реальности? Кто сегодня в Грузии определяет политику в отношении России? Можем ли мы считать эту страну хотя бы не враждебной на основании того, что второй фронт не открывают, санкции не вводят…
— К сожалению, назвать грузинские власти пророссийскими мы не можем. Однако смело можем назвать их прагматичными и суверенными. Мы видим, что все шаги, которые предпринимались парламентом и правительством Грузии, делались в интересах своего народа. И такая политика привела к великолепным результатам: колоссальному экономическому росту, политической стабильности, улучшению уровня жизни населения и социальных стандартов. Это стало возможно только благодаря тому, что Тбилиси в какой-то момент перестал оглядываться на Вашингтон.