Киевский режим начинает зондировать вопрос уступки территорий
Украине придется провести референдум для достижения мира, заявил мэр Киева Виталий Кличко в интервью итальянской газете Corriere della Sera. Выходом для страны, по его мнению, стало бы создание правительства национального единства по образцу Израиля после нападения ХАМАС в октябре прошлого года. При этом Кличко сомневается в том, что Зеленский отдаст часть власти, полученной в связи с введением военного положения.
«Зеленский сконцентрировал слишком много власти в своем офисе. Из этого следует, что парламент утратил какую-либо значимую роль», — отметил киевский мэр. Но на какой бы шаг ни пошел Зеленский, он рискует совершить политическое самоубийство.
Кличко что-то знает?
— В украинской политике нет ничего невозможного, — уверен крымский журналист Сергей Кулик. — Давайте погрузимся лет на десять назад: Майдан, Вика Нуланд со своей исторической фразой «Fuck the EU!» в 2014-м перекрыла все усилия Германии поставить во главе Украины именно Кличко. Не думаю, что он простил это американцам.
Ангела Меркель была тренером Кличко — именно так называлась в 2014-м аналитическая статья в Junge Welt. Отсюда, пожалуй, и нужно исходить.
На днях Меркель отпраздновала свое 70-летие, чувствует себя бодро… И тут неожиданное заявление киевского мэра. Я бы сейчас присмотрелся бы к действиям Кличко. В отличие от просроченного Зеленского, он всё же легитимный мэр столицы Украины
«СП»: Кого сейчас на Украине можно считать партией мира — и насколько сильны те, кто ратует за переговоры?
— ВСУ. Да, именно так. Именно военнослужащих Вооружённых Сил Украины я считаю настоящей партией мира, с которой нам придётся договариваться. Первую мировую закончил маршал Фош, капитуляцию в Потсдаме подписал Кейтель… И заговор 20 июля 1944-го против Гитлера организовывали именно военные…
Понимаете, военные — это же не дуболомы. И не та сытая, откормленная в ТЦК братия…
«СП»: Как могут поставить вопрос на референдуме?
— Посмотрим. Юридически — никак. Есть конституция Украины, которая не предусматривает подобное. Пожалуй, это просто пас Зеленскому от Германии. Поглядим, как он отреагирует.
«СП»: И каким может быть результат плебисцита? Он вообще на что-то повлияет?
— Право слово, смешно всё это… Что, счётчики Зеленского перейдут линию фронта и будут в Крыму пересчитывать граждан Украины? Нет, конечно, пожалуйста, пуская приезжают… Только, пожалуй, увидев, насколько Крым изменился за последние десять лет, эти украинские переписчики пожелают остаться у нас, на полуострове. Впрочем, мы не против — добро пожаловать в Республику Крым.
«СП»: А как насчёт правительства национального единства по образу Израиля? Такое возможно? Кто туда войдёт?
— Вот вы мне вопросик задали… Пожалуй, этим буферным, дружественным России украинским государством должны править люди, свободно говорящие на украинском. Но только не Медведчуки… Кличко, как спортсмен, прекрасно понимает что, если противника не одолеть, то главное — завершить встречу с минимальными издержками для себя, чтобы восстановиться и подготовиться к достойному реваншу. Это же правило работает и в политике: поражение с возможностью выторговать для себя какие-либо преференции лучше продолжения борьбы, которая окончится твоей безоговорочной капитуляцией.
— «Партия мира» на Украине достаточно условная, — уверен историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Это те политики, которые понимают бесполезность военного противостояния с Россией и согласны на некоторые уступки ради сохранения текущего прозападного курса. В остальном же киевские «голуби» мало чем отличаются от местных «ястребов»: это такие же русофобы, верно служащие своим западным хозяевам.
«СП»: Тут CNN сообщил о намеках Зеленского на готовность к переговорам…
— Зондирование почвы идёт: все понимают, что Украина не может выиграть в принципе. Важно, на каких условиях она проиграет.
«СП»: Как, по-вашему, проголосуют на гипотетическом референдуме?
— Для того, чтобы референдум состоялся, должно проголосовать не менее половины избирателей: таковы требования украинского законодательства. Самый главный вопрос: как обеспечить такую явку? Ведь это не выборы, где нет минимального порога явки! Особенно если учесть, что на выборы в Верховную Раду в 2019-м пришли менее половины обладавших правом голоса, а на местные выборы в следующем году — вообще чуть менее 37% украинских избирателей.
«СП»: А что с правительством национального единства? Такое возможно?
— Правительство национального единства формируется государствами в кризисные периоды с участием всех значимых политических сил страны, отображающих весь спектр интересов населения. О чём можно говорить в украинских реалиях, если интересы значительной части граждан вообще объявлены вне закона?
— Безусловно, власти Украины ищут способ, как объяснить народу, что настало время делать шаги в сторону мирных переговоров, — считает заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин.
— И, несмотря на указ о запрете вести переговоры с Путиным, это неизбежно произойдёт. Безусловно, Зеленский не может озвучивать предложения по переговорам, поэтому Офис президента решил выбрать Кличко в качестве неофициального спикера киевской верхушки.
Говорить о проведении референдума странно, так как сам Зеленский заявлял о невозможности проведения такого голосования. Теперь ситуация изменилась, и приходиться как-то выкручиваться. Полагаю, что телефонный разговор с, вероятно, будущим президентом США Трампом сильно повлиял на это решение.
Сам формат проведения референдума тоже вызывает вопросы. Каким образом будут голосовать военные на фронте или беженцы, проживающие за пределами Украины? Вопрос остаётся открытым.