Иногда кажется, что МИД РФ внимательно прислушивается к азербайджанскому лобби
Конфликты из-за пользования коридорами были неотъемлемыми элементами жизни советских коммуналок. Кто должен контролировать и убирать в коридоре? Пускать ли в коридор детей, гостей и домашних животных? Эти конфликты отравляли жизнь людей, пока они не переселились в отдельные, независимые друг от друга квартиры.
А вот коридорные разборки великих держав приводили к куда более страшным трагедиям. Так, в 1919 году на Версальской конференции западные союзники ухитрились разделить «польским коридором» Германию на две части — основную территорию и Восточную Пруссию. Коридор шириной от 30 до 60 км был передан Польше. Таким образом, чтобы проехать из Кёнигсберга в Берлин, нужно было проходить полицейский и таможенный контроль, а заодно платить солидную сумму в валюте. А через 30 км — опять пограничники, опять таможня.
Западные и отечественные служивые историки утверждают, что население оного коридора на 70 процентов составляли поляки. Это — игра в напёрстки. В поляки зачисляли кашубов, а ещё украинский историк и лингвист Пантелеймон Кулиш (1819−1897) утверждал, что язык поляков отличается от языка кашубов куда больше, чем русский язык от галицийской мовы. В 1945 году это подтвердили и сами поляки, депортируя с захваченных территорий кашубов в Германию вместе с немцами.
В 1930-х годах Германия требовала от Польши предоставить ей экстерриториальный коридор с железной дорогой и автострадой для прямой связи с Восточной Пруссией. Поляки отказались, и всё больше повышали плату за транзит. Дело привело к войне между Польшей и Германией, в которую 3 сентября 1939 года вмешались Англия и Франция. Так началась Вторая мировая война.
В 1920-х годах большевики создали коридор между Азербайджаном и Нахичеванской областью, на территории которой проживало 70% мусульман и 30% армян. Позже большинство армян были выдавлены из Нахичеванской области. Сюникский (он же Зангезурский) коридор шириной около 45 км проходил по территории Армении недалеко от границы с Ираном.
В 1941 году через Сюникский коридор вдоль границы с Ираном по реке Аракс проложили 126-километровую железную дорогу Джульфа — Минджевань. Никакого пограничного или таможенного контроля в коридоре не было, равно как и на других границах советских республик. Пассажирский поезд № 657/658 Баку — Ереван шёл без остановок, а один из его вагонов отправлялся в Нахичевань.
В 1992 году из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном армяне заблокировали коридор. В результате уже 32 года Нахичеванская Автономная республика имеет связь с Азербайджаном только по воздуху. Есть, правда, и обходная шоссейная дорога длиной около 600 км, через Иран.
И вот сейчас Азербайджан и Турция ультимативно требуют от Армении создания экстерриториального коридора в Сюникской области. О чём речь? Азербайджанские поезда и автомобили будут двигаться по Зангезурскому коридору, как по части Азербайджана — без паспортного, таможенного и других видов контроля.
В свою очередь Баку предлагает Еревану пропускать через Азербайджан в Россию армянские грузы по азербайджанской железной дороге, но с таможенным и прочими видами контроля, сборами и т. д.
Следует отметить, что Баку считает своими границами не границы Азербайджанской ССР 1991 года, а границы Азербайджанской демократической республики 1920 года.
Площадь Азербайджана в границах 1920 года составляет 113,8 тыс. кв. км, а в границах 1991 года — 86,6 кв. км. То есть 27,2 тыс. кв. км, по мнению Баку, незаконно заняты Арменией. В число этих 27,2 тыс. кв. км входит и Зангезурский коридор. Соответственно, армянские политики и историки считают границы 1920 года выдумкой азербайджанских националистов.
Понятно, что создание экстерриториального коридора станет крупным политическим успехом президента Азербайджана Алиева и его сторонников. Но почему за коридор так рьяно борется Турция?
Интернет полон заголовками статей типа «Нахичевань — это Азербайджан или уже Турция?» И действительно, Нахичевань подключена к энергетической системе Турции. Область заполонили турецкие фирмы. Большинство местных мужчин работают в Турции.
В 2017 году Нахичевань и Турция заключили соглашение о зоне свободной торговли. Любопытна разница в ценах: в Нахичеванской области мясо примерно в 2 раза, а фрукты — в 3 раза дешевле, чем в Азербайджане.
Понятно, что в случае создания экстерриториального коридора зависимость Нахичевани от Турции существенно ослабнет. Тогда какой резон Анкаре лезть воевать за коридор? Турки готовы пойти на экономические потери в Нахичевани ради прорыва в Азербайджан, на Каспий и далее в мусульманские страны Средней Азии.
Правда, Турция в октябре 2017 года получила обходной путь на Каспий в виде железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Однако, с этой железной дорогой есть проблемы, а главное — нестабильность в Грузии может сказаться на амбициозных планах Анкары к прорыву на Каспий. А Зангезурский коридор даёт короткий путь из Турции в Азербайджан — и далее.
Армянская общественность полагает, что создание этого экстерриториального коридора может привести к отпадению от Армении Сюникской области. Дело в том, что в крошечной Сюникской области находятся почти 7% мировых запасов молибдена, большие запасы железа, меди, золота. А запасы урана сопоставимы с запасами во всей РФ.
Есть и ещё одна серьёзная проблема. Сюникский коридор в ряде мест проходит в нескольких километрах, а где-то и в 100−200 метрах от иранской границы. В Тегеране чётко и недвусмысленно заявили, что не потерпят никаких изменений в Сюникской области. А пилюлю подсластили предложением проложить железную дорогу Баку -Джульфа — Нахичевань через Иран.
Есть ли выход из коридорной проблемы? Можно разблокировать Зангезурский коридор, но с полным сохранением над ним суверенитета Армении, то есть с паспортным, таможенным и иными досмотрами. Заодно введя запрет на перевозку всяких военных грузов из Турции в Азербайджан.
А чтобы избежать любых конфликтов между армянами и азербайджанцами, контроль над коридором могут взять на себя российские пограничники. Кстати, ранее, по крайней мере, на словах, Баку согласился в этим.
Целесообразно связать соглашение о разблокировании коридора с обещанием Азербайджана не создавать на своей территории иностранных военных баз. Кстати, в 2005 году Турция и Иран заключили соглашение о запрете строительства иностранных военных баз без взаимного согласия.
Увы, на мой взгляд, сейчас позиция МИД РФ не совсем определённая. Не исключаю, что на неё оказывают влияние люди, связанные с Азербайджаном.
То, что это не беспочвенно, подтверждает позиция российских политиков по коридору «Север — Юг», то есть из России в Иран. Два века экономические связи между Ираном и Россией поддерживались только морским путём. Вспомним, как в 1941—1945 годах Каспийский флот успешно справился с потоком грузов по ленд-лизу.
Что же касается железных дорог в Закавказье и Туркестане, то царские и советские генералы строили их ради обеспечения действий своих сухопутных войск и уже потом — в коммерческих целях.
Однако по непонятным причинам в РФ отдаётся предпочтение железнодорожному маршруту из России в Иран через Азербайджан. Железная дорога Баку — Астара (Азербайджанская) — не электрифицированная однопутка, колея раздолбана, вагоны изготовлены в ГДР в 1970-х годах. Дорога не соединена с сетью иранских железных дорог, разрыв около 200 км. Иран обещает построить там железную дорогу. Но когда?
Отношения Азербайджана с РФ и Ираном несколько раз менялись. Если главным маршрутом транспортного коридора «Север — Юг» будет железная дорога через Азербайджан, то при любом конфликте Баку с Москвой или Тегераном транспортный коридор накроется медным тазом. Что же касается Каспийского моря, то военно-морские силы РФ и Ирана полностью его контролируют.
А при необходимости Москва и Тегеран могут увеличить свои флотилии на Каспии в разы за счёт переброски кораблей и самолётов с других морей.
Любопытный момент. Западные СМИ регулярно публикуют карты Каспийского моря, на которых отмечены десятки судов с военными грузами, идущих из Ирана в Россию. Причём, транспордеры на оных судах выключены. США и Англия наложили санкции на десятки российских судов, которые якобы перевозят военные грузы через Каспий.
Но почему-то западные политики и журналисты ни разу не помянули о перевозке хотя бы одного снаряда или старой берданки по железным дорогам через Азербайджан или Туркестан?
И, тем не менее, в России есть много людей, ратующих за то, чтобы основной маршрут транспортного коридора «Север — Юг» прошёл через Азербайджан. Кто? Почему? Зачем?