Россия лишила США возможности проверять свои стратегические объекты
Россия временно выводит свои ядерные объекты из-под инспекций США в рамках Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Как следует из заявления МИД РФ, о принятом решении Москва уже уведомила Вашингтон.
Во внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что мера эта вынужденная, и прибегнуть к ней пришлось из-за действий Соединенных Штатов, которые фактически лишают нашу страну права на осуществление инспекций на американской территории.
В министерстве, в частности, указали на упорное стремление Вашингтона «явочным порядком добиться перезапуска инспекционной деятельности на условиях, которые не учитывают существующие реалии» и «создают для США односторонние преимущества».
То есть речь идет о нарушении американцами принципов паритета и равноправия сторон, как это подразумевалось договором при его согласовании и введении в силу.
Так, в МИД РФ напомнили, что «в результате принятых с подачи Вашингтона антироссийских односторонних ограничительных мер между Россией и США прервано нормальное авиационное сообщение, а воздушное пространство государств, являющихся союзниками и партнерами США, закрыто для российских самолетов, доставляющих российские инспекционные группы в пункты въезда на американскую территорию». При этом для американских инспекторов в России схожих ограничений нет, отметили в ведомстве.
Москва несколько раз просила восстановить нарушенный паритет, но ответа так и не получила. Потому воспользовалась правом на временный выход из инспекторских проверок, тем более что протокол к Договору о СНВ «в исключительных случаях» это предусматривает.
Теперь представители США будут лишены возможности проверять наши объекты до тех пор, пока Вашингтон, как пояснили в МИД РФ, не решит все проблемы, связанные с нормальной работой инспекционных комиссий.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя соответствующие шаги Москвы, подчеркнул, что с проведением специальной военной операции на Украине они не связаны.
По его словам, это «решение — следствие мощной антироссийской политики, которая проводится в последние 10−15 лет, с такой, по сути, необъявленной войной, которую развязали США». Сенатор напомнил, что американцы не только заблокировали российскую инспекцию, которая в рамках СНВ-3 могла бы посетить Америку и посмотреть, как исполняются условия Договора, но и сотрудников нашего посольства «ограничили во всех поездках по территории Соединенных Штатов».
Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ ИМ. М. В Ломоносова Алексей Фененко считает, что решение России вполне закономерно:
— Речь идет о части военных объектов, которые подпадают под инспекцию в рамках Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, продленного в феврале 2021 года. Поскольку американская сторона ограничивает право российских военных проверять соответствующие объекты — прежде всего предприятия, где происходит уничтожение боезарядов, — то Россия принимает ответные меры. И для американской стороны это болезненный ответ. Потому что для Соединенных Штатов главное в отношениях с Россией — это проблема ядерного разоружения.
То есть, Россия четко показывает, что по наиболее чувствительной для американцев сфере ядерного вооружения в случае конфликта диалога попросту не будет.
«СП»: — Байден недавно заявил, что США готовы обсуждать с Москвой новую систему контроля над вооружениями, которая придет на замену СНВ-3 (действие договора заканчивается в 2026 году), но Россия якобы должна продемонстрировать добросовестный подход к совместной работе. То есть, они не скрывают, что хотели бы нас уничтожить, а мы им что-то должны?
— Поскольку Россия достигла большого прогресса в области вооружений, то американцам, соответственно, хотелось бы их сократить. Естественно, они готовы к обсуждению.
Но почему мы, со своей стороны, должны демонстрировать готовность к уступкам стране, которая вводит против нас постоянно санкции и предпринимает враждебные действия, поставляя оружие враждебным нам режимам, это далеко не праздный вопрос. Не должны — вражда, так вражда.
Ядерное разоружение интересует, прежде всего, Соединенные Штаты. Они считают (это их логика), что у них превосходство в обычных вооруженных силах, но Россия может их уничтожить ядерными вооружениями.
Иначе говоря, ядерное разоружение им выгодно. А выгодно ли это России, далеко не факт. Тут я полностью согласен с Дмитрием Медведевым, что «оно нам вообще не надо», если мир стал другим.
По мнению военного политолога, директора по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Ивана Коновалова, в нынешней ситуации нет ничего исключительного, мы просто ответили зеркально:
— У американцев интересная позиция, говорят, что не запрещают нам проводить проверки своих стратегических объектов, но при этом визы не дают. А как же мы можем тогда приехать на территорию Соединенных Штатов, чтобы это сделать.
Сейчас эта англосаксонская политическая казуистика, которой они славятся, наткнулась, можно сказать, на простой русский кулак. Раз вы так, ну и отлично, получайте. Причем, теряют-то больше они, чем мы. Потому что любые площадки, где они могли бы хоть как-то взаимодействовать с РФ, а, тем более, с российским Министерством обороны, для них важны.
Но Штаты стреляют каждый раз себе в ногу, потому что политическая составляющая у них всегда перевешивает здравый смысл. Они открыто говорят, что Россию надо стереть с лица земли во всех смыслах. И ждут от нас аплодисментов…
«СП»: — А почему мы такие терпеливые? Санкции давным-давно были введены, а мы только сейчас ответили…
— Все просто. Те, кто санкции запускают, они просто не просчитывают, насколько эти меры могут усложнить те или иные процессы в самых неожиданных местах. Когда они вводили персональные рестрикции против конкретных людей из Министерства обороны РФ, они, скорей всего, и не думали о каком-то там Договоре по СНВ. Тем более о том, что его придется продлевать.
В этом все принципы американского непонимания любого переговорного процесса. Как нам нравится, так мы и сделаем, а вы подстраивайтесь. Но как мы можем подстроиться? Никак, естественно.
Так что мы еще не раз будем сталкиваться в самых разных сферах с тем, как санкции влияют и на коммуникативные площадки и на те договоренности, которые хотели бы сохранить все. Потому что наши американские «партнеры» до сих пор не научились выделять важное, а подчиняют все общему.
«СП»: — Есть ли в таком случае смысл обсуждать с американцами новую систему контроля вооружений, к чему они очень стремятся?
— Наша позиция проста. Если мы будем создавать новый договор, то он должен касаться не только стратегических ядерных вооружений. Под стратегические вооружения сейчас подходит очень многое — те же системы противоракетной обороны. Средства атаки и средства защиты нельзя разносить по разным «корзинам». Опять же, стратегические беспилотники по функционалу мало чем отличаются от ракет.
Таких вопросов масса. Но у нас есть конкретные предложения по тому, как новый договор — условно, СНВ-4 — должен выглядеть.
Другое дело, что американцы продолжают себя вести, как нашкодившие дети — мол, мы ничего не знаем. Позиция у них такая.
СНВ, конечно, важный договор, потому что это та площадка, на которой две великие державы поддерживают баланс стабильности в мире. Но просить Вашингтон мы ни о чем не будет. Это не милость. Это то, что нужно им, и то, что нужно всему миру. А если они считают, что дают нам подачку, заявляя, что готовы с нами что-то обсуждать, они ошибаются.
Обсуждать они будут на наших условиях. И эти условия им хорошо известны.
Справка «СП»
Москва и Вашингтон заключили договор СНВ-3 в 2010 году, его срок действия составлял десять лет и предусматривал сокращение сторонами развернутых ядерных боезарядов до 1500 единиц и числа межконтинентальных баллистических ракет, стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев и баллистических ракет подлодок до 700. Действие договора истекало 5 февраля 2021 года, незадолго до этого РФ и США продлили его на пять лет. Теперь договор СНВ-3 истекает в 2026 году.