Литва в истерике: Сувалкский коридор пробьют, но не завтра

Как НАТО готовится ответить на возможные военные усилия России по деблокаде Калининграда

Литва в истерике: Сувалкский коридор пробьют, но не завтра

Сувалкский коридор, оборону которого пытается планировать Литва, не интересен никому и неудобен с точки зрения логистики, сказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Таким образом он отреагировал на слова главы литовского МИД Габриэлюса Ландсбергиса, который ранее заявил, что Литва и Польша должны принять совместный план обороны Сувалкского коридора. По его словам, северную часть коридора могла бы защищать Литва, а южную — Польша.

«А что, у них нет до сих пор этого плана, что ли? Удивительные люди. Уже десятки и десятки лет они об этом говорят, как мы сильно угрожаем, и они до сих пор не спланировали эту оборону? Смешные, смешные люди», — поиронизировал Алиханов.

Он отметил, что Сувалкский коридор не интересен, поскольку там кроме двухполосной, петляющей по лесу автомобильной дороги ничего нет, а она крайне неудобна с точки зрения логистики — как обычной, так и тем более военной. По его словам, эта территория является частью Роминтской пущи, Виштынецкой возвышенности, это пересеченная местность — холмы и густой лес.

«Кому нужна эта территория в плане логистики и быстрого перебрасывания войск или еще чего-то? Никому. Из-за чего Ландсбергис переживает? Мне, честно говоря, не очень понятно», — заключил губернатор.

Напомним, «Сувалкский коридор» — это участок в районе города Сувалки на северо-востоке Польши, который расположен между Белоруссией и Калининградской областью России, его длина составляет около 100 километров. Точнее, это гипотетический коридор, который фигурирует исключительно в заявлениях политиков Запада, которые уверены, что Россия готовится к тому, чтобы пробить его для соединения Калининграда с остальной Россией.

Может все же стоит присмотреться? А то Литва на днях ужесточила правила транзита подсанкционных товаров в Калининградскую область, перевозчики теперь должны подавать декларацию производителя. И уже много лет эксперты обсуждают перспективы полного перекрытия транзита через территорию страны, а также возможность закрытия Финского залива, что полностью отрежет от России ее самый западный регион.

Наверняка, у российского руководства должен быть план действий в этом случае, в том числе, военный.

— Сувалкский коридор действительно не очень удобен с точки зрения логистики, — отмечает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.

— Но не совсем по тем причинам, о которых говорит губернатор Калининградской области. Далеко не по этим причинам. Коридор находится в низине, и если не взять под контроль возвышенности по обеим сторонам, то дорога в районе Роминтской пущи превратится в обычный тир для артиллерии. Поэтому понятие «Сувалкский коридор» нельзя рассматривать в отрыве от Виштынецкой возвышенности.

«СП»: Стало известно, что Литва в одностороннем порядке пересматривает тарифы на железнодорожный транзит в Калининградскую область. Действительно ли Сувалкский коридор неинтересен с точки зрения логистики в этих условиях? Или все же интерес к нему по мере дальнейших шагов по блокированию прибалтами Калининграда будет расти?

— Сувалкский коридор, как и любой стратегический участок, будет интересен всем и всегда. На эту тему военнослужащими стран НАТО написано множество диссертаций. Вы спрашиваете, зачем делать такие заявления? Я не знаю. Может, калининградский губернатор пошутил.

«СП»: А с военно-политической точки зрения насколько нам интересен Сувалкский коридор?

— Эта местность является зоной важнейших военно-политических интересов России. Пробить коридор из Белоруссии через территорию Литвы в Сувалки — мечта любого военного начальства, работающего на этом направлении.

Читать также:  «Хитрый» индийский транзит: Родиной торгуют уже внаглую

«СП»: Что должно произойти, чтобы Россия решилась на пробивание этого коридора? Где красная черта?

— Об этом, скорее, надо будет думать по окончании СВО, если НАТО не спровоцирует Кремль на определённые шаги в условиях неудачно складывающегося для Вашингтона и Брюсселя вооружённого конфликта на Украине.

«СП»: Насколько реально его «пробивание»?

— План обороны коридора давно готов. Это обсуждалось, в частности, на совещании «Рамштайн-16» в этом октябре. По итогам обсуждений было принято решение перебросить в Литву соединения Бундесвера численностью в 5000 военнослужащих весной 2024 года. До этого такая операция планировалась на 2027 год. Именно с целью оперативно отреагировать на возможное пробитие Сувалкского коридора с территории Западной Белоруссии.

«СП»: Будет ли это означать третью мировую? Как НАТО будет реагировать?

— У натовских генералов давно сложилось желание повоевать с Россией на ограниченном участке местности. Про такое желание давно известно, но оно несколько приуменьшилось после того, как натовская техника сгорела в Запорожской области и на Южно-Донецком направлении. Всё будет зависеть от того, насколько эффективно будет проведена операция. Если наша армия окажется под Сувалками в Польше за неделю, может, и Третьей мировой не будет.

— С экономической точки зрения Сувалкский коридор действительно большого интереса не представляет, — уверен историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— Это малонаселённая местность вдоль польско-литовской границы с большим количеством лесных и болотных угодий, со слабо развитой автодорожной сетью и практически полным отсутствием железных дорог. Поэтому в плане транзита он никакой роли не играет: основной транспортный поток в Калининград идёт намного восточнее — через Минск и Вильнюс.

Тем не менее в военном плане этот участок, точнее — стокилометровая полоса вдоль польско-литовской границы, является кратчайшим путём между Калининградской областью и союзной нам Белоруссией. Основная его линия проходит по водоразделу, что исключает необходимость форсирования сколько-нибудь значительных рек.

В условиях, когда Россия контролирует всего лишь около 7% Балтийского побережья (остальное полностью подконтрольно странам НАТО и активно втягиваемой в альянс пока ещё нейтральной Швеции), да и то разрезанного между окрестностями Санкт-Петербурга и Калининграда, такой коридор может стать решающим фактором для военной деблокады находящейся во вражеском окружении Калининградской области. Где, кстати, расположена главная база Балтийского флота. Но это уже крайняя мера на случай развязывания Западом полноценной военной агрессии против России: в мирное время такой план однозначно не рассматривается.

Для того, чтобы лишить Россию доступа к Сувалкскому коридору, в 2020 году Запад уже предпринимал меры по организации государственного переворота в Белоруссии, окончившегося полным крахом местных националистов. Тем не менее, если бы этот план «цветной революции» удался, то положение Калининграда уже тогда могло стать критическим, что по сути превратило бы Балтийский флот в береговую оборону.

«СП»: Но Литва снова ужесточает условия транзита в Калининградскую область…

— Прибалтика уже не раз стреляла себе в ногу, повышая расценки на транзит российских грузов как в Калининград, так и через её собственные порты. В результате Россия сумела развить морскую логистику: достаточно вспомнить порт, возведённый в Усть-Луге. Так что пересмотр тарифов окончится для Литвы увеличением объёмов морских грузоперевозок между Питером и Калининградом с соответствующим перенаправлением денежных средств.