Не продержалась и пары месяцев — амбициозная премьерша бежит с тонущего корабля британской политики
Премьер-министр Великобритании Лиз Трасс заявила об уходе в отставку. Свое решение она объяснила тем, что не справляется с обязанностями возложенного на нее мандата премьера, на пост которого ее избрала Консервативная партия.
Она также подчеркнула, что будет продолжать выполнять обязанности премьера до тех пор, пока не назовут ее преемника на этой должности. По ее словам, выборы пройдут уже на следующей неделе.
Что ж, это рекорд. Всего 44 дня от «инаугурации» до капитуляции. Буквально в начале недели мы писали о тех провалах в экономической политике, которые могут утопить Трасс. Попытка «перевести стрелки» на уволенного министра финансов Квази Квартенга не помогла. Сам Квартенг, уходя, заявил, что Трасс «переживет» его на несколько недель.
В том, что Трасс сделают козлом отпущения и уберут — никто не сомневался с первых ее дней на Даунинг-стрит. Но чтоб так быстро?
Многие эксперты в последнее время уверяли, что Трасс — стрелочница, на которую спишут весь негатив, чрез который пройдет страна за зиму — эдакий громоотвод. А потом ее благополучно уволят. Почему не протянула даже до Нового года? Стратегия консерваторов поменялась?
— В Консервативной партии явно решили, что политический ущерб для них от дальнейшего пребывания Трасс в должности окажется слишком высоким, — полагает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В конце концов, есть примеры, когда главы британского правительства набирали политические очки и на фоне более сложных обстоятельств. Но негативный багаж Трасс оказался, по мнению ее соратников, слишком значительным, чтобы попытаться обернуть хотя бы усилия по преодолению экономического кризиса в пользу правящей партии. Опять же, когда премьер крайне непопулярен и при этом явно уже мало что решает (вспомним, как канцлер казначейства Джереми Хант объявил об отказе от реализации большинства положений экономической программы премьера), его антирейтинг начинает активнее проецироваться на других членов Кабинета.
«СП»: — А сама она понимала свою миссию? Искренне верила в свои силы?
— Судя по амбициозной экономической программе, такие надежды у нее были. Но она также очень скоро увидела, что от нее активно начинают отворачиваться соратники по собственной партии.
«СП»: — Кем ее будут менять? Готовы ли были консерваторы к экстренной замене премьера, по-вашему?
— Кандидатуры есть. Довольно часто в качестве альтернативного кандидата называют Риши Сунака, ее ключевого соперника в борьбе за пост премьера после ухода Бориса Джонсона. По крайней мере, 55% консервативных респондентов, опрошенных YouGov, заявили о готовности именно его поддержать в борьбе за пост премьера, если бы подобное голосование проводилось вновь. Другое дело, что сейчас, сразу после отставки Трасс, не заявлена точная процедура выбора ее преемника. Как мы помним, внутри Консервативной партии (в том числе, среди депутатов парламента) было немало тех, кто был явно не готов поддержать его кандидатуру.
Кроме того, чем чаще меняются главы правительства, тем меньший эффект это дает для «выпуска пара» и тем более скептическим будет отношение общественности к новым премьерам. То есть, даже если сменщик Трасс окажется более удачливым, его, вполне возможно, как минимум в первые месяцы тоже многие будут воспринимать как временную фигуру. Стоит отметить, что за последние 70 лет самое короткое время пост британского премьера занимал как раз однопартиец Трасс, консерватор Александр Дуглас-Хьюм, но и он продержался на этой должности около года (с октября 1963 по октябрь 1964 года).
— Столь скорая отставка Трасс никого не должна удивлять, — считает кандидат политических наук, доцент «Академии труда и социальных отношений» Павел Фельдман.
— Мало кто верил, что она просидит ближайшую зиму в статусе премьер-министра. В стране накопился такой гигантский комплекс проблем и противоречий, что с ними не справился бы и Черчилль. Видимо, госпожа Трасс трезво оценила свои перспективы и поняла, что дальнейшее пребывание в премьерском кресле чревато превращением в общенационального козла отпущения, на которого повесят все грехи и просчеты условной партии «Брексита».
«СП»: — Раньше она этого не понимала?
— Видимо, до вступления в должность Трасс не осознавала всей глубины и неразрешимости проблем, с которыми ей пришлось столкнуться. Когда ключевой министр — глава британского Минфина Д. Хант, разработавший программу выхода страны из кризиса, ушел в отставку, вся экономическая стратегия пошла прахом. В правящей команде началась административная чехарда. Трасс, никогда не имевшая поддержки со стороны общества, утратила доверие собственных однопартийцев. Ее уход — вполне разумный шаг. Быть крайним в безвыходной ситуации не хочется никому.
Хотя изначально у Трасс были амбициозные планы. Ее не смутила печальная участь предшественников. Реальность такова, что у консерваторов на данный момент нет лидеров, способных удовлетворить чаяния элит и народных масс. Партия распалась на враждующие друг с другом фракции, каждая из которых ждет публичного провала своих конкурентов. Ни один здравомыслящий британский политик сейчас не захочет занять расстрельную должность главы правительства или министра финансов. Ясно, что партийная бюрократия не потерпит сильную фигуру на премьерском посту. Следовательно, будет найден очередной слабый временщик (по всей видимости, им станет этнический индус Риши Сунак).
На Западе произошло тотальное вырождение политического класса. Аналогичные проблемы отмечаются и в США, и в ЕС.